Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Звезда по имени дизель

Кто катался на "Метеорах" и "Ракетах"? Все катались. А чьи двигатели установлены на них? Двигатели - дизели - изготавливали на машиностроительном заводе "Звезда". "Звезда", расположенная в Невском районе Петербурга, как раз и специализируется на производстве высокооборотистых дизелей для самых разных целей.





Нечастый и интересный случай когда название предприятие дано по конструктивной особенности производимого им продукта. Действительно, в основе дизелей находится звездообразная конструкция, которая в процессе сборки постепенно обрастает блоком цилиндров, головкой блока,



цилиндрами, распредвалами, коленвалами, навесным оборудованием





и получается вот такой вот агрегат (М-503Б для морских тральщиков проекта 266)



Вот на "Звезде" и занимаются проектированием, разработкой и полным циклом производства дизелей, а так же судовых редукторов включая и литейное производство.

Но, история завода начиналась немного с другого. Вообще это "дочка" Обуховского завода, а точнее завода "Большевик". Ещё до Революции в 1904 году "Обуховский завод " купил эту территорию с целью развития производства. Но, производственных корпусов здесь не появилось вплоть до тридцатых годов  В 1932 году опытное производство "Большевика" производящего лёгкие ткани стало самостоятельным и стало называться "Заводом №174", а после "Ленинградским машиностроительным заводом им. К.Е.Ворошилова". В те времена это было единственное предприятие в Союзе выпускающее только танки. По-этому находящийся на постаменте танк Т-34-85, это не просто шаблонный памятник ВОВ, а реальный памятный героический след который оставил коллектив завода в военные годы. Танки завод производил до и после снятия блокады (30 штук в начале и до 300 штук в месяц в конце войны), а в блокадном городе здесь делались мины.



К слову о территории. которая у завода огромна - посмотрите на карту города - от улицы Бабушкина до ж/д линии очень большой участок. Сейчас территория используется не полностью, объём производства значительно меньше, чем в советские годы. Но, примечательно. что администрация завода придерживается политики сдачи территории в аренду только производственным компаниям. Для этих целей был образован "Индустриальный парк" в который входит Foreman производящая оборудование для фитнеса, "Nissan-Renault" с производством некоторых комплектующих и другие



По территории в своё время была проложена собственная ж/д линия для подвоза материалов и связи между цехами. Но, как точно подметил Сергей periskop уже примерно лет 12 эта линия не используется



На этой территории есть классические памятники - помимо Т-34, это памятник рабочим завода погибшим в годы войны. Якоря символизируют сторожевой корабль "Конструктор" эвакуирующих заводчан с семьями "150-ти заводчанам и их родным, погибшим при эвакуации на корабле "Конструктор" во время налета немецко-фашистской авиации. Ладожское озеро, 4 ноября 1941 года". Справедливости добавим, что так же погибло 30 членов экипажа.



А так же расположены здесь и интересные реликтовые артефакты советской эпохи, которые сейчас выглядят очень специфично.





А у здания ЦДГУ вообще паноптикум







без комментариев (но, здорово и по-хорошему улыбнуло)



Я думаю на такое творчество вполне позитивно отреагировали бы потомки заводчан работающих на предприятие 50 лет назад. Тогда, в год 50-летия Октября они написали большую книгу "Краткая история завода "Звезда" вместе с "Письмом потомкам" которую поместили в "Капсулу времени". Об этом интересном документе эпохе я отдельно расскажу.



И про само производство. Перепрофилирование завода на выпуск дизелей произошло через некоторое время после войны. Сейчас здесь производят не только дизели для судов, но и дизель-генераторы, дизельные электростанции (установлены в 9 больницах Петербурга, Дворце Конгрессов в Стрельне, ГосДуме, ЦБ РФ и др), редукторы. Большая доля потребителей военные. 90% скоростных военных судов оснащены силовой установкой произведённой на "Звезде".



Цех по сборке и пуско-наладке готовой продукции.



Интересно, что двигатели для военных окрашиваются в жёлтый цвет, а гражданские в синий и прочие.



Игорь Николаевич Романов - испытатель двигателей СИК в матрице kareliya_piter Работа по пуско-наладке, испытанию не из лёгких - шумы, вибрации. И двигатель может на испытаниях разлететься (такого ещё не было, но...). Стендовые испытания длятся от 1 суток до двух, после чего дизель полностью разбирают, проверяют и только после этого отправляют заказчику.



Интересный факт - на заводе не избавились от коммунистических следов в интерьере. Сейчас, когда уже прошло четверть века с момента распада Союза этот смотрится как интересный исторический документ. Хорошо, что активная декоммунизация до сюда не добралась.



Это стенд уже в другом цеху - модельном.



Передовики блогеры balu97 и @damedvedev





Модельный цех производит двоякое впечатление. Как и что здесь делают я подробно описывал в статье про "Невский машиностроительный завод" - суть модельного производства здесь такая же.



Из дерева делают модели будущих деталей, которые потом передаются в "литейку" где из них делают формы для литья из которых уже и отливают готовые детали.



Работа не из простых требующая хорошего пространственного воображения.



Но, увы, здесь не пока не произошла модернизация и нет 5-координационных станков. Не слышали мы и про программистов 3D-моделирования. Делается всё пока как и раньше в ручную.



А работа очень кропотливая



и иногда долгое - вот эту модель дизеля делали больше года, очень много мелких деталей.



Руководит цехом Александр Александрович Шарапов удивительный человек. 75 лет (возможно, участвовал в написании "Письма потомкам" в 1967 году!), а по прежнему очень активно работает.



А вот цех редукторного производства наоборот новый с иголочки и наисовременнейший.



"Звезда" является головным разработчиком и производителем судовых редукторных передач. Этот новый цех появился благодаря политики импортозамещения - буквально по распоряжению Путина обеспечить редукторными передачами всех типов кораблей ВМФ России. До этого частично они производились на Украине на заводе "Зоря-Машпроект." из Николаева. Как следствие, государство инвестировало сюда 3 млрд рублей и ещё 1 миллиард собственных средств ПАО "Звезда"



И в январе 2017 года был открыт этот новый производственный участок. 10 новых немецких, чешских, швейцарских металлообрабатывающих и измерительных станков.





Горизонтально-расточный станок TOS



Андрей Точилин – начальник участка механо-сборочного комплекса и Сергей Фефилов – оператор станков с ПО. К слову о заработках на заводе. Большая часть рабочих на сделке (но не все, в модельном цеху оклад 25-35 тыс., например). У рабочих и техников "зэпе" от 20 000 и до 150 000 (при соответствующих заказах). Операторы станков с ЧПУ получают 80-120 тысяч.



Завод сейчас в целом находится на подъёме, хотя до советских объёмов очень далеко. В портфеле завода сейчас заказов на 5,5 млрд. рублей, что хватит года на два или в 6 раз меньше чем в СССР.

Благодарю за организацию визита spbblog и генерального куратора проекта "Закулисье профессий" компанию HeadHunter. Отдельное спасибо коллективу завода за проведённую экскурсию и ответы на вопросы.
Tags: отчёт, производство
Subscribe

Posts from This Journal “производство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments