Мне удалось ознакомиться с производством летательных аппаратов, но в начале поговорим всё же о программном обеспечении. Потому. что мало произвести фотосъёмку, нужно обработать полученные результаты. И обработка полученных данных "выливается" во вполне самостоятельный продукт.
Программное обеспечение Agisoft Photoscan анализирует фотоснимки и создаёт на их базе 3D-модель. Фишка в том, что необязательно очень аккуратно производить фотообмеры, соблюдая, например, высоту расположения фотоаппарата. Просто "сфоткайте" предмет со всех сторон, чем тщательнее тем лучше, конечно и вот модель готова - https://sketchfab.com/models
Это могут быть и обычные предметы и интерьер и целые здания.В интерьерах при этом можно будет совершать виртуальные путешествия переходя из помещения в помещение. Прикладного значения множество.
Можно отснять целые кварталы и даже города. Так, например, мэрия Томска заказала 3Д-модель своего города. 190 000 снимков произведённые на площади 320 км2 позволили визуализировать Томск с точностью 15 см. Это позволяет решать самые разнообразные задачи. Более того, вот этот храм на плане города виртуальный. В городе как раз решается вопрос о возведении собора в сквере и такое моделирование позволяет не только реалистично представить как будет выглядеть окружающий городской ландшат после постройки здания, но можно посмотреть насколько будет заметен храм с разных районов города, как изменится "небесная линия" и прочая.
В "Геоскане" вообще хотели бы в идеале построить 3Д-модели всей России. В пример приводят изображения городов в Европе и Америке в Google Earth - множество зданий объёмные, что повышает из привлекательность и способствует развитию туризма. Увы, пока ни Министерство туризма, ни Комитеты по туризму городов, ни Гугл, ни Яндекс выступить в качестве партнёров не согласились. Впрочем проходит пилотный проект по оцифровке одного из районов Тульской области по-результатам которого возможны подвижки в этом вопросе.
А пока запущен отельный сайт 3D Россия - https://sputnik.geoscan.aero/3drussia/ в который приглашаться фотографы и пилоты дронов.
Впрочем, создание виртуальной 3Д-модели местности вовсе не предел. Можно результат распечатать на цветном 3D-принтере. Вот таким образом сделанная модель квартала Мурино - сначала беспилотники облетели квартал и произвели аэрофотосъёмку, потом снимки обработали создали виртуальную модель, а потом её распечатали.
Это всё находит самое широкое применение - инвентаризация сельхозугодий, леса, дорожного хозяйства, контроль строительства, мониторинг состояния ЛЭП, геодезия, градостроительство, моделирование карьеров в геодезии, экологический мониторинг, МЧС, создание моделей зданий, интерьеров, предметов, территорий. И многое другое. Конкурирование в части аэрофотосъёмки со спутниковой съёмкой не происходит - у этих технологий разные назначения. Спутниковые снимки выдают большие площади и относительно небольшую точность
Однако, вернёмся к началу. Да, этот софт и обмеры могут существовать и сами по себе, как полноценная компания. Однако, для "Геоскана" это скорее продолжение основной деятельности - разработка и производство летательных аппаратов. Принципиально различных продукта два - самолёты и квадрокоптёр. Самолёты более скоростные летательные аппараты, они способны быстро облететь большие площади по-этому не заменимы для обслуживания ЛЭП, например, в сельском хозяйстве или составлении кадастрового плана.
Есть две модели отличающиеся размерами и, как следствие, скоростью и временем работы. Маленький "Геоскан 101" может отснять за вылет до 4 кв.км с разрешением 4 см на пиксель. Дальность полёта 1 час, скорость от 64 до 130 км/час, максимальная высота 4000 метров.
"Геоскан" 201" крупнее и может отснять в четверо большую площадь - до 16 кв. м. До 3 часов полёта с такой же скоростью 64-130 км/час. "Потолок" 4000 метров
Убирается коптер для транспортировки и работы в стандартный кофр укомплектованный ноутбуком. Собирается устройство очень быстро и не требует инструментов (только винты пропеллеры на коптеры закрепляются винтами). Особых навыков управления БЛА не требуют - стартуют с катапульты (коптер с места) и летают по предварительно составленному лётному заданию. У оператора, конечно, есть возможность взять управление для себя, но "защита от дурака" присутствует на многих этапах. Через гору, напрмер, нельзя проложить маршрут.
Коптеры медленнее, но они способны зависть на одном месте, двигаться вертикально - а значит составить 3D-модель здания с помощью них гораздо проще. "Геоскан 401" летает до 60 минут и может преодолеть 15 км со скоростью от 0 до 50 км/час.
Полезная нагрузка может быть, например, таким вот гиростабилизированным подвесом с видеокамерой, тепловизором или фотоаппаратами "беззеркалками" Sony.
Транспортная упаковка такая же в кофре с ноутбуком.
И есть ещё отдельные кофры для блока зарядки, дополнительных аккумуляторов. Коптеры часто работает целый день и обеспечение бесперебойности их работы важная задача.
Есть и ещё один "бытовой" коптер. Увы, на рынок любительских коптеров "Геоскан" опоздал - сейчас в нём царствуют китайцы. Но, попытку попасть на него предпринимается. "Пионер" это пока опытный коптер предназначенный для школьников - обучение и конструирование таких летательных аппаратов. Он достаточно прочный.
Управляется не со смартфона, а с собственного пульта.
Опытный маломагнитный самолёт Геоскан 301 предназначенный для магнитной разведки. В этом деле очень большая сложность помехи (наводки) которые создают электромагниты. По-этому здесь применяется ДВС, а сам датчик спускается на 50 метровом подвесе.
Разработка и производство "Геоскана" располагается в Петербурге на улице Шателена. Пока ещё в разных зданиях, но скоро состоится переезд на одну площадку, расположенную на территории НИИ Телевидения (где сейчас располагается производственные помещения, но в другом корпусе).
Разработка и тестирование компонентов.
Здесь же происходи окончательная сборка и комплектование самолётов и коптеров.
Начинка коптера.
На самом производстве много авиамоделистов.
Печь для запекания.
Станок режущий.
Производство винтов.
Лопасти очень лёгкие - начинка из вспененного пенополистирола.
Крылья делают в Китае. "Геоскан" их получает готовыми и только самостоятельно изготавливает в них технологические ниши и отверстия.
Кажется, что пенопластовые крылья не очень удачное и надёжное решение. Авиамоделисты используют композитные материалы. Но здесь уверены в правильности своего выбора. Во-первых прочность достаточна. Во-вторых поломанное крыло легко и быстро починить в походных условиях. Заклеил и крыло почти как новое.
Начинка маленького самолётика.
и большого
Аккумуляторы.
3Д-станок, отечественный.
Комплект чертежей.
Здесь так же есть отдел проектирования.
Фотоаппараты Sony это не просто вложенные в корпус коптера устройства, которые можно отключить и использовать самостоятельно. На производстве их основательно разбирают, ставят эмулятор аккумулятора, подключают управление непосредственно к плате. "Соневцы" посещали "Геоскан" и остались приятно удивлены и удовлетворены новым предназначением их продукции. В планах есть создание собственного фотоаппарата - главная пока сложность это матрица.
Вот такая вот глобальная история у площади Мужества в Петербурге.
Слова благодарности за приглашение и экскурсию sveti_ka spbblog и сотрудникам "Геоскан"