Экспериментируя, вы будете всегда оставаться в искусстве»
Олег Кудряшёв, режиссёр, преподаватель ГИТИСа
Продолжаем театральные эксперименты на наших страницах. У актёра Евгения Ткачука с одной стороны вполне типичная и успешная карьера. Евгений играет в Театре Наций, а яркие и заметные роли в синематографе сделали его широко известным. Мишка Япончик, Григорий Мелихов из "Тихого Дона" Сергея Урсуляка - это всё роли Ткачука. Но, помимо обычной актёрской работы со времён учёбы в ГИТИСе у Евгения появилась любовь к лошадям, постепенно выросшая в создание собственного театра "Велесо", который Евгений называет конно-драматическим.

История обращения к лошадям у Евгения несколько случайная. На каникулах после первого курса ГИТИСа волею судеб Евгений пошёл подработать в конюшню. Лошади так понравились, что после подработки он решил с ними сделать небольшой спектакль, который перерос в 45-минутное театральное действие с 50 детьми и 12 лошадьми. Потом ещё спектакль. И ему стало очевидно, что у этого формата есть очень большой потенциал.

Артист Кипарис из семейства орловских рысаков
Большое влияние оказала и съёмка в сериале "Тихий дон". Ясное дело, что "на Дону на Доне гулевали кони". Евгений на съёмки привёз своих лошадей Гротеска, Медового и Валдая, которых успел уже приобрести на гонорар за роль Мишки Япончика. Их можно в эпизодах увидеть в сериале. Более того, они некоторое время оставались в станице Вешанская и играли в спектакле для туристов. Так состоялось театральное и кинематографическое "крещение" лошадей.

Артист Валдай из семейства орловских рысаков
Вот так постепенно и выстроилась идея театра с конями, который назвали Велесо, по названию бога Велеса, который удачно покровительствовал у славян и скоту и творческим работникам (вспоминается Центр помощи диким животным "Велес" - см. "Скотий бог") и слова "колесо". Конный передвижной театр.

Артист Медовый из семейства орловских рысаков.
А вот сам театр, как площадка, только выстраивается и не в Москве, а под Петербургом, причём на месте бывшего огромного скотного двора - не иначе как без влияния Велеса дело не обошлось. Посёлок Лепсари недалеко от Дороги Жизни под Всеволожском в советское время был известен большим свиноводческим комплексом на 200 тысяч голов. Сейчас комплекс обанкротился и здесь выращивают КРС абердин-ангусской породы. Честное слово, первый раз странно ехать к конному театру сквозь таблички "Мраморная говядина". Табличка школы каскадёров непосредственно перед "Велесо" немного приободряет - значит правильно едете во всех смыслах.

Молодой артист Егоша из семейства пони
Но, именно здесь на окраине большой территории у леса и поля и нашлось подходящее место для "Велесо" - уже построены конюшни, денники, сцена, манеж, репетиционное поле. Сейчас здесь 7 лошадей (несколько из спортивных клубов) с которыми занимаются "сподвижники". Обратите внимание - личный дневник сподвижник должен вести в "поэтической форме"

А зритель рад коняшкам и без их драматической игры!

8 апреля состоялась открытая репетиция нового спектакля. Как, где и когда состоится премьера пока не известно. Евгений немного хромает - травма.

Но, на коне держится уверенно!


Начало репетиции состоялось за час до заката. Место действия была два - открытая площадка на правом берегу вот этого водоёма - зрители располагались на левом. Вторая в шатре.

С погодой повезло, но для гостей развели костёр и организовали дастархан.

Когда Джонатан Свифит писал четвёртую часть своего романа "Путешествие Гулливера" он, конечно, не думал про театральные постановки с лошадьми. Но, наиболее подходящего сюжета, возможно, и не сыскать. Гулливер в последнем своем путешествии попадает в страну гуигнгнмов - добродетельных и разумных лошадей. Ткачук к лошадям именно так и относится - как к разумным и добрым существам.

Человек-актёр Руслан Комаров
Первое время происходящее напоминает цирк с конями. Вообще во Франции существует конный театр Бартабаса "Zingaro" (по кличке любимого коня) , где образность как раз и основана на цирковом трюке, да и сам театр вырос из цирка-кабаре. Впрочем, это было по началу, последние постановки "Химера" и "Затмение" уже чистый театр с попыткой философского осмысления жизни человека вообще и смысла общения его с лошадьми в частности. Ткачук рассчитывает на лошадей именно как на драматических актёров, старается выстроить на сцене диалог с ними, образовать творческий союз между людьми (актёрами, режиссерами, музыкантами и др.) и лошадьми

Александра Яковлева

Диалоги появляются несколько позже - прискакал сам Евгений с голубем

А после набежали еху. Если кто забыл, это ещё одни жители страны Гуигнгнмов - собирательный концентрированный образ людей без духовности, который разумные лошади использовали как скот.

Елена Бирюкова, Ольга Семенова

После и сам товарищ Гулливер подошёл (Дмитрий Соколов).

Перешёл по тонкому мостику к зрителям, что символизировало возвращение его в Англию.

и повёл их...

в шатёр

В шатре, то есть уже в Англии, проходила следующая часть представления (в красном кителе Максим Логинов).

В Англии Гулливера арестовали и посадили в клетку с лошадью.


И заключительная сцена была так же с еху.

Из увиденного пока цельный картины спектакля не сложилось. Действие несколько раз прерывалось на технические паузы, рвалось по темпу - это всё абсолютно нормально для репетиции, для этого собственно она и нужна. "Сырых" моментов ещё много, участие лошадей какими бы разумными они не были, тоже вносит большой риск неопределённости. Многое будет зависеть и от места проведения и даже "логистики" - расположения двух театральных пространств - открытого и закрытого. Однако, напомню, это дебютный спектакль только на этой новой площадке, у Евгения уже есть опыт с 1 курса ГИТИСа.

Но, уже безумно интересно. Будет интересно увидеть, как всё сложится в итоге. Чувствуется, что у "Велесо" огромный потенциал и я не удивлюсь если через некоторое время по известности он опередит французский "Зингаро".
И вообще конный драмтеатр это здорово - в каком ещё театре можно покормить артистов с рук?!
