Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Category:

Как ремонтируют и обслуживают Сапсаны

Благодаря Университету Детей (см. "Университет детей или легко о серьёзном" ) удалось попасть в депо, где обслуживаются Сапсаны. Одно из занятий у ребят называлось "Где отдыхают "Сапсаны", где им рассказывали про поезда. Очень хорошо, что родителей в этот раз не оставили ждать своих детей в сторонке , а организовали для них отдельную экскурсию. Проводил её сотрудник филиала «Сименс АГ» - очень легко, интересно и с любовью к своему делу рассказывающий про поезда и депо. Одно огорчает - хоть фотографировать не запрещали, но от публикаций попросили воздержаться. Впрочем, для меня по согласованию сделали исключение. Поговорим об этом и многом другом!




"Сапсаны", а так же "Ласточки" обслуживают и ремонтирую в моторвагонном депо "Санкт-Петербург — Московское" (ТЧ-10 «Металлострой»). Депо было построено в 2000 году для обслуживания российских электропоездов и скоростных поездов "Сокол". С "Соколами" в итоге не сложилось, хотя проект был инновационный на мировом уровне - об этом чуть позже. Депо занималось обслуживанием ЭР200, а с 2006 года на его базе создали площадку для обслуживания поездов моделей Siemens Velaro глубоко модернизированных для России - то есть "Сапсанов".



Со скоростным движением в нашей стране тоже не всё так просто. Существовал у нас ЭР-200 причём аж с 1974 года, хотя и введены они в эксплуатацию в 1984 году. Эти поезда содержали много уникальных в мировом масштабе технологии.

Потом военный КБ "Рубин" стал разрабатывать "Соколов". "Сокола" ехали 236 км/час,а дальше кончалось электричество на линии. Специально для создания корпуса тележки рассекретили особую танковую сталь, что позволило сократить её массу, но сварщиков её умеющие варить на тот момент в стране почти не осталось. КБ Рубин делал много по своим стандартам и правилам. Двигатель сделали с водяным охлаждением, что позволило его сделать очень компактным. Только в начале 2000 годах в Германии для постройки низкопольных региональных поездов стали использовать такой подход и считали его очень инновационным. Но, больше проблем у поезда было в политике и не было системного подхода. По-этому и перешли на готовое решение от Сименс - на 2005-й год это было, возможно, верное решение.



К сегодняшнему дню первые партии Сапсанов наездили 3 миллиона километров. Обычно за год поезд проезжает около 500 000 км, это примерно 12 земных экваторов.



Всего срок службы 30 лет. С момента запуска Сапсанов прошло уже (ещё?) 8 лет с 2008 года. Вторая партия поездов начала эксплуатироваться в 2013-2014 году. Масса состава около 600 тонн - 10 вагонов по 60 тонн каждый.



Сапсаны проходят ТО каждые 8000 км, это примерно раз в 5 дней. В основном ТО осуществляется ночью. 3 состава обслуживает коллектив из мастера и 10 человек. Отдельные узлы и детали такие, например, как двигатели обслуживаются не здесь, но тоже в Питере на отдельном производстве компании Сименса.



В поезде из 10 вагонов 4 оборудованы тяговыми двигателями, на которых каждая ось является приводной (головные вагоны 1 и 10, а также вагоны 4 и 7). Всего на поезде установлено 16 четырехполюсных трехфазных асинхронных с короткозамкнутым ротором двигателей. Выходная мощность поезда составляет 8000кВт, мощность каждого двигателя 500 кВт.



Ангар, естественно, длинный и рабочие здесь перемещаются велосипеде.



Приборная панель в кабине машиниста. Компоновка фактически разделена на две зоны - левая это тяга, правая тормоза. Соответственно рычаги управления слева регулируют тяга, а монитор отображает её параметры, справа рычаги и мониторы регулируют и отображают параметры торможения. Ещё крайне левый монитор отображает картинку с камеры в хвосте поезда. У машиниста находится браслет контролирующий его самочувствие и пробуждающий в случае наступления сна.



Центральный монитор, как видно является спидометром и одометром и система безопасности в том числе показывающая сколько свободных участков перед поездом. Он же "чёрный ящик" или "комплексное локомотивное устройство безопасности КЛУБ-У Марка ИРЗ принадлежит "Ижевскому радиозаводу".



Очень удивляет способ крепления видеокамеры - на бытовом кронштейне с присоской. Понятно, что внедрить камеру пришлось уже во время эксплуатации поезда прежде всего для случаев когда сбиваются перебежчики через пути. То есть это не вопрос безопасности, а сбора информации для прокуратуры.



Одно из критериев надежности лобового стекла при изготовлении является испытание на прочность грузом сопоставимым с наполовину заполненной водой бутылка из-под шампанского на скорости 100 км/час. Стекло не должно получить сквозного повреждения. Сейчас лобовое стекло делает "Мосавтостекло", а боковые питерская "Акма", изначально производили в Германии.



За кабиной машиниста находится небольшое открытое купе для организации переговоров оборудованное мультимедийным оборудованием - две пары кресел со столиками между ними. А далее идёт салон ВИП - кресло с электроприводами и персональным монитором. Межкресельное расстояние хорошо видно на снимке.



Формально говоря линия Сапсана является высокоскоростной (скорость движения более 250 км/час). Для сертификационных испытаний на участке протяжённостью 80 километров в районе Мстинского моста в направлении от Москвы был построен участок с японскими рельсами со скоростями движения до 250 км/ч. Средняя же скорость на линии составляет 200-220 км/час. Минимальное время в пути следования 3:35 минут.



Вообще, хотя Сапсан и считается немецким поездом, он во-многом уникальный. Рабочий температурный диапазон у него -50 - +50, тогда как в большинсве европейских стран движение движение затруднено даже при небольшом количестве выпавшего снега вплоть до остановки. Для этого пришлось изменить по сравнению с серийными поездами для Европы множество резинотехнических изделий, применить множество новых смазок в т.ч и дорогостоящих, защиту от льда и снега. Это помимо обычной модернизации под российскую колею и прочее.



Профиль поверхности катания колеса, (это место на колесе, которое непосредственно взаимодействует с рельсом) был тщательно подобран российскими и немецкими специалистами для обеспечения оптимального ресурса колеса и комфорта пассажиров с учётом погодных условий. Ведь, профиль колеса, в том числе влияет и на комфорт пассажира и является одним из важнейших параметров, который контролируется при выполнении технического обслуживания. Нагрузка на ось колесной пары от кузова вагона достигает до 18 тонн, а ресурс колес составляет примерно до 2 000 000 км. Обновление профиля, т.е. обточка колеса, происходит примерно через 200 000-250 000 км.



Колёса пока импортные итальянского производителя, сейчас готовятся освоить их производство в Выксе.



Сам состав управляется 4-мя компьютерами - такие устройства находятся в каждом головном вагоне(по 2 в каждом). Одно устройства при движении является активным другое резервным. Все 10 вагонов это единое целое - для разъединения их в экстренном режиме нужно минут 10, в штатном 3 часа, а на соединение обратно затрачивается 1 неделя.



Про "Ласточки" которые тоже обслуживают здесь, что логично так как поезд то же Сименсовский. Скоростные электропоезда «Ласточка» были введены в эксплуатацию в преддверии Олимпиадой Олимпийских игр в Сочи. На данный момент 54 состава Ласточка были построены в Германии на заводе компании «Симесн» в г. Крефельд. Сейчас производство освоили в Верхней Пыжме и степень локализации доводят до 70%. Всего в Верхней Пыжме должно быть построено 1200 вагонов, а это 240 поездов Ласточка.



Ласточка проще. В ней по 5 неделимых вагонов и скорость 160 км/час. В основном работают вокруг Москвы в том числе на МЦК, немного в Сочи (увы, РЖД с властями Края провалили налаженное расписание и схему движения между аэропортом, Сочи и Адлером), Екатеринбурге и у нас.



И ещё про "Университет детей". Детям проводили немного другую экскурсию - им показывали кабину и Ласточки тоже, давали нажимать на кнопки. В общем отличное занятие.

Tags: производство
Subscribe

Posts from This Journal “производство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments