Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Линдеснес - старейший норвежский маяк и самая южная точка страны

Некоторые скептически отнеслись к моей идее заехать на маяк Линдеснес - ну, маяк и маяк. Однако место это является для Норвегии важным и географически и исторически - это самая южная точка страны на которой располагается самый старейший маяк. Зная свою слабость к особым географическим точкам (см. самую южную точку Финляндии - "Гангут место русской славы сегодня" и "Центр Европы. Один из") я не мог сюда не заехать. "По-быстрому осмотрю маяк - минут 10-15, долго ли" - рассуждал я планируя маршрут. В реальности мы провели здесь почти час - место оказалось очень интересным и живописным. Кроме того, оказалось, что здесь есть памятный знак посвящённый советским военнопленным.




Дорога сюда живописна - сначала петляет по берегу, потом идёт напрямую к оконечности скалистого полуострова, где и находится маяк.



Достаточно посмотреть на карту, чтобы понять что место это важное, стратегическое. Это пролив Скагеррак соединяющий Балтику и Северное море. Здесь сильны ветра, туманы и прочая непогода, сильные течения. По-этому идея поставить здесь маяк возникла достаточно давно и была реализована впервые в 1655 году по указу датского короля Фредерика III.





Но, тогда получилось не очень - углевоз не доплыл и вся конструкция состояла из корзины со свечами (на фото в левой части). Через год забросили всё это дело на долгих 69 лет.



В 1725 году вернулись к вопросу заново. На противоположной стороне залива в датской Ютландии поставили маяк, а здесь на севере парные маяки - в Линдеснесе и рядом на острове Маркёй - вот эта белая башенка



Как была устроена конструкция понятно из этого стенда. В 1822 году модернизировали систему освещения обоих маяков. В 1844 году маяк на Маркёй потушили, а в 1854 году на маяке Линдеснес была установлена линза, существенно увеличившая мощность освещения.



В белом домике внизу, около туалета развернута небольшая экспозиция по истории маяка.





Современное здания из чугуна построили уже в 1915 года. В последствие конструкцию многократно модернизировали. Высота маяка около 16 метров, но над уровнем моря он возвышается на высоте 50 метров. Свет виден на расстоянии примерно 33 километров. Белый домик - это дом смотрителя маяка. Но, самого смотрителя здесь нет с 2003 года, когда его заменили автоматикой.



Доступ в техническую часть маяка ограничен, можно подняться по лестнице на красную смотровую площадку.



Море. Хотя, хочется написать океан, что не так уж и не правильно, море то открытое. Вообще Северное море считается мелководным - более 2/3 имеет глубину менее 100 метров, но именно здесь - вдоль южных берегов Норвегии находится т.н. "норвежская траншея" - впадина шириной от 50 до 95 км и глубинами до 700 метров.



В другую сторону вид более живописный и разнообразный.





Здесь повсюду следы войны. Место ведь стратегическое, по-этому фашисты при захвате Норвегии окопались здесь основательно. На фото видны два из четырёх круглых углубления - огневые точки для артиллерии.



Если присмотреться внимательно, то можно увидеть, что к точкам походят вырытые в скале траншеи.



Трпаншей, окопов, бункеров здесь масса. Эта береговая батарея один из элементов системы "Атлантический вал", которые немцы строили как защиту с Атлантики от Испании до самого севера, но успели построить только на 20%. При этом активно использовался труд военнопленных, в том числе и советских.



Некоторые бункеры пустую, в некоторых расположены музейные экспозиции.



В одной развернули арт-галерею. Вообще всю местность активно используют для разных культурных мероприятий, ивентов. На фото с огневой точкой можно видеть небольшой ряд сидений. Скажем, в последнее воскресенье июля здесь проводят День ВМФ "День туманной сирены" - символически включают противотуманную сирену, съезжается много народу, детей. Маяку посветили даже музыку - Luciana Bigazzi Lindesnes Fyr.



Ещё одна тема - метеорология. Здесь находится метеостанция.





Рубрика "метеорологи шутят" похоже интернациональна. Надпись на камне:
"Метеорологический камень/ Горячий камень = Солнце, Мокрый камень = дождь, Белый камень = снег Нет камня - туман"



У подножия скалы находится "кладбище ареометров" - то ли просто выставка, то ли арт-объект так как некоторые приборы расписаны.



Есть ещё одна фишка - гастрономическая. Хлеб bakerovnen, который пекут в печи.



Вот и всё - отсюда все дороги идут на север. До мыса Нордкапп 2518 километров. Это, правда, если ехать только по норвежским дорогам. Кратчайший же путь проходит через Швецию и Финляндию и составит 2366. А по прямой вообще около 1700 км (правда тоже, прямая частично шведскую территорию затронет). Нордкапп считается самой северной точкой, но при этом до самого северного маяка Slettnes 2814 километров и он расположен, чуть севернее.



PS Увы, есть здесь ещё одна трагическая история про которую я узнал, только сейчас, когда пишу эти строки. Возможно, потому что памятный знак об этих событиях отсутствовал (на реконструкции?!). Вот он должен находится прямо посередине этого снимка, чуть правее парковки на скале - памятный крест Palatia. Недалеко от этих мест в октябре 1942 года английской авиацией был торпедирован немецкий транспортник Palatia (который до войны назывался "Хасан" и принадлежал СССР, который, впрочем купил его у немцев в 1940 году) с 999 советскими военнопленными на борту, 188 немцами и норвежским лоцманом. В ходе спасательной операции часть военнопленных расстреляли - то ли потому что они стали топить "гадов немцев", то ли просто чтобы не мешались. В итоге спаслись спасено всего 233 человека: 115 советских военнопленных и 118 фашистов.

21 сентября 1997 года в присутствии российского посла и норвежского короля открыли памятный знак выполненный в виде креста и щепной русской птицы счастья, которую наши пленные вырезали и отдавали в обмен на еду и сигареты. Пел хор из 986 певцов - по числу погибших. А сам пароход лежит на глубине 70 метров став братской могилой. В 1988 году с него подняли пару колоколов, которые сейчас находятся в музее маяка. Не лишним будет здесь упомянуть, что была ещё одна схожая трагедия у норвежских берегов - в ноябре 1944 году англичане потопили транспорт "Rigel" с 2248 советскими военнопленными на борту, из которых погибли 1833 человек.



Tags: Норвегия, музей, путешествие
Subscribe

Posts from This Journal “путешествие” Tag

  • Tunisia - Тунис и я

    Заканчиваем тему Туниса - небольшая фотопрогулка по стране в духе непутевых заметок. Заодно и отметим стоит ли ехать в Тунис и можно ли назвать такую…

  • Киски Туниса

    Как и во многих других южных стран в Тунисе на улице много котов и кошек. В Тунисе эти представители семейства кошачьих все худые - возможно из-за…

  • Раннее утро на пирсе в Тунисе.

    Давно любуюсь цветообработкой фото, которые делает mitrofanova_m Маша Митрофанова. Подыскивал похожие настройки, хотя плагиатить,…

  • Восход стремительным домкратом в пустыне и на море

    Используя известную формулировку Ляписа Трубецкого, можно сказать, что "солнце на югах восходит вверх стремительным домкратом". Я знал,…

  • Соколиная гора в Финляндии

    Примерно в 100 километрах от Брусничное, в Финляндии, находится Соколиная гора. Или Ястребиная если переводить буквально с финского Haukkavuori. Это…

  • Мольде. И церковь троллей

    Этот мост ведёт в норвежский городок Мольде. По нему попадаете на небольшой остров (в длину как весь Большой пр. ВО), а с острова сразу в тоннель под…

  • Деревянные храмы Руси (преимущественно)

    Нет, "не перекошены древние стены". В целом состояние деревяных храмов на северо-востоке Ленобласти сейчас хорошее. Помимо пейзажей в 7-м…

  • Пейзажи Ленинградской области

    Открывать для себя Ленинградскую область можно по разному. Вообще, как я уже писал, проект "Открывая Ленобласть" - это " о…

  • Норвежские пейзажи - часть I

    Норвегия, очень красивая и живописная страна, что общеизвестно. В этом выпуске пейзажи первых трёх дней моего путешествия по Норвегии с небольшими…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments