Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Кормовой декор "Полтавы"

«И единым словом сказать: вся неприятельская армия Фаэтонов конец восприяла
(а о короле еще не можем ведать, с нами ль или с отцы нашими обретается)».
Петр I

В жизни деревянного парусного корабля есть несколько очень важных дат - например, закладка, спуск на воду. Установка декора на гаккаборде (закруглённая часть кормы) как раз одно из таких событий. В случае же с историческим кораблём "Полтава" это событие важнее вдвойне. Ведь здесь предстояло не только изготовить барочные украшения, но и вообще понять, каков рисунок был на корме у первенца Адмиралтейских верфей.



Про большой проект исторического судостроения парусного корабля петровской эпохи "Полтаву" я писал относительно не давно (см. "Линейный корабль Полтава - https://2dar.livejournal.com/125201.html). Тогда в трюме корабля можно было видеть почти готовый декор предназначенный для установки его на корму. И вот настал торжественный момент, когда работа окончена и декор занял своё место. Ну, почти закончена - детали ещё будут обрабатывать, делать наличники и что-то ещё "допиливать".



И, конечно, как и во всей работе с "Полтавой" очень сложной и кропотливой была исследовательская работа по восстановлению рисунка. Главный художник-оформитель проекта «Полтава» Андрей Тронь - художник-маринист и автор нескольких книг о военно-морском флоте, называет её научно-художественной реконструкцией. По сути единственное изображение ансамбля декора сохранившееся сейчас - это гравюра голландца Питера Пикарта из первого печатного атласа кораблей военно-морского флота — «Куншты корабельные». Этого, конечно было недостаточно для уточнения деталей. После анализа гравюры использовали иконографию образов Петровского барокко, нормы геральдики петровской эпохи и сам факт того, что сама "Полтава" являлась символом "Полтавской виктории". Научно-исследовательский отдел верфи провёл много исследовательских работ в архивах - военно-морском и фотодокументов. Учитывался так же и декор голландских, английских, французских кораблей той эпохи - Пётр I точно брал с них пример.



Декор кормы корабля раньше выполнял ту же роль, что и телевизор сегодня. Ну или газета. Это был такой большой агитлисток на котором, конечно, не прямым текстом, а аллегориями рассказывались политические события и достижения. Древнегреческий Фаэтон в начале 18 века ассоциировался с Карлом XII, которого в генеральной битве при Полтаве петровские войска окончательно разгромили. Поэтому за основу декора Пётр I и выбрал миф о Фаэтоне. Ровно об этом и говорят две симметричные фигуры низверженного Фаэтона с колесницей и конём по краям кормы.

Слева изображен Беллерафонт на крылатом коне Пегасе убивающем Химеру.



Справа - Посейдон верхом на гибриде лошади с рыбой - гиппокампусе. А сверху кормы - глории держащие трубы и русалки с триумфальными венками.



Ниже ракушки расположился гербовый орёл, разгадка вида которого сама по себе была сложная задача. К 1712 году имперского герба не могло ещё существовать, ведь империей Россия официально стала в 1721 году. Форму орла исследователи позаимствовали с фронтона Петровских ворот Петропавловки, принципы геральдической символики с морского штандарта Петра I, а цепь ордена Св. Андрея с первого герба семьи Брюсов.
В клювах и лапах у орла карты 4 морей из которых можно сделать вывод, что "Босфор (с Дарданеллами) наш".



В итоге и получился такой ансамбль. На церемонии его открытия выступил с концертом Адмиралтейский ансамбль на уже достроенных шканцах (открытая короткая палуба на корме).



При этом на корабле были обнаружены и другие резные декоративные детали.



И корона на носу судна. Наверное, про них будут рассказывать отдельно, например, при представлении гальюной фигуры. Будем ждать. А на воду обещают "Полтаву" спустить в мае.


Tags: корабль
Subscribe

Posts from This Journal “корабль” Tag

  • Катера и яхты из алюминия - современное производство в Петербурге

    Петербург - город кораблестроителей в том числе. Здесь и улица такая есть - на Васильевском острове. Кораблестроение, по понятным причинам, возможно,…

  • Паруса

    Главный синоптик Петербурга сегодня объявил, что "Мы плавно вошли в период предзимья". 8 фотографий из Петербурга, Таллина, Стокгольма и…

  • Линейный корабль "Полтава"

    Как многим уже известно, сейчас в Петербурге осуществляется большой проект исторического судостроения парусного корабля петровской эпохи. Строят…

  • Три гиганта в Кронштадтской гавани

    Удивительно, ранним воскресным утром случился уникальный момент. На акватории Большого Кронштадтского рейда расположилось - самое большое парусное…

  • Генеральная репетиция парада ВМФ в Петербурге

    В этом году отметить День ВМФ в России решили на все деньги. Причины в целом понятны, но да Бог с ними, гулять так гулять. Главные действия и…

  • Катера и яхты, стадион, Лахта-центр и ЗСД

    Благодаря компании "NUMIDAL", владеющей катерами и яхтами, удалось прокатиться по невской акватории и посмотреть если жизнь за ЗСД.…

  • Мачта для Триумфа

    Летом я рассказывал про удивительный парусник "Триумф" сделанный в 1986 году из 30-летнего траулера (см. Парусник «Триумф»-…

  • Подводная лодка "Сом" в поволжских степях

    В городе Тольятти, точно известным по всей России, есть мегасайт. В расположенном напротив автогиганта "Парковом комплексе истории техники им.…

  • Парусник «Триуф»- триумф мечты

    А вот взял да и сделал. Взял списанный 30-летний малый траулер и сделал из него парусное судно. Потому что хочет. А раз хочет, то и сможет. Историю,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments