(а о короле еще не можем ведать, с нами ль или с отцы нашими обретается)».
Петр I
В жизни деревянного парусного корабля есть несколько очень важных дат - например, закладка, спуск на воду. Установка декора на гаккаборде (закруглённая часть кормы) как раз одно из таких событий. В случае же с историческим кораблём "Полтава" это событие важнее вдвойне. Ведь здесь предстояло не только изготовить барочные украшения, но и вообще понять, каков рисунок был на корме у первенца Адмиралтейских верфей.

Про большой проект исторического судостроения парусного корабля петровской эпохи "Полтаву" я писал относительно не давно (см. "Линейный корабль Полтава - https://2dar.livejournal.com/125201.html). Тогда в трюме корабля можно было видеть почти готовый декор предназначенный для установки его на корму. И вот настал торжественный момент, когда работа окончена и декор занял своё место. Ну, почти закончена - детали ещё будут обрабатывать, делать наличники и что-то ещё "допиливать".

И, конечно, как и во всей работе с "Полтавой" очень сложной и кропотливой была исследовательская работа по восстановлению рисунка. Главный художник-оформитель проекта «Полтава» Андрей Тронь - художник-маринист и автор нескольких книг о военно-морском флоте, называет её научно-художественной реконструкцией. По сути единственное изображение ансамбля декора сохранившееся сейчас - это гравюра голландца Питера Пикарта из первого печатного атласа кораблей военно-морского флота — «Куншты корабельные». Этого, конечно было недостаточно для уточнения деталей. После анализа гравюры использовали иконографию образов Петровского барокко, нормы геральдики петровской эпохи и сам факт того, что сама "Полтава" являлась символом "Полтавской виктории". Научно-исследовательский отдел верфи провёл много исследовательских работ в архивах - военно-морском и фотодокументов. Учитывался так же и декор голландских, английских, французских кораблей той эпохи - Пётр I точно брал с них пример.

Декор кормы корабля раньше выполнял ту же роль, что и телевизор сегодня. Ну или газета. Это был такой большой агитлисток на котором, конечно, не прямым текстом, а аллегориями рассказывались политические события и достижения. Древнегреческий Фаэтон в начале 18 века ассоциировался с Карлом XII, которого в генеральной битве при Полтаве петровские войска окончательно разгромили. Поэтому за основу декора Пётр I и выбрал миф о Фаэтоне. Ровно об этом и говорят две симметричные фигуры низверженного Фаэтона с колесницей и конём по краям кормы.
Слева изображен Беллерафонт на крылатом коне Пегасе убивающем Химеру.

Справа - Посейдон верхом на гибриде лошади с рыбой - гиппокампусе. А сверху кормы - глории держащие трубы и русалки с триумфальными венками.

Ниже ракушки расположился гербовый орёл, разгадка вида которого сама по себе была сложная задача. К 1712 году имперского герба не могло ещё существовать, ведь империей Россия официально стала в 1721 году. Форму орла исследователи позаимствовали с фронтона Петровских ворот Петропавловки, принципы геральдической символики с морского штандарта Петра I, а цепь ордена Св. Андрея с первого герба семьи Брюсов.
В клювах и лапах у орла карты 4 морей из которых можно сделать вывод, что "Босфор (с Дарданеллами) наш".

В итоге и получился такой ансамбль. На церемонии его открытия выступил с концертом Адмиралтейский ансамбль на уже достроенных шканцах (открытая короткая палуба на корме).

При этом на корабле были обнаружены и другие резные декоративные детали.

И корона на носу судна. Наверное, про них будут рассказывать отдельно, например, при представлении гальюной фигуры. Будем ждать. А на воду обещают "Полтаву" спустить в мае.
