Название этой статьи, как и самого проекта, содержит в себе слово "закулисный" по-этому описывать и показывать доступные обычному зрителю интерьеры как холлов, так и зрительного зала большой нужды нет. Но, в случае с Большим драматическим театром имени Георгия Александровича Товстоногова сделаем небольшое краткое отступление. Всё же они здесь очень красивы. Начинается театр, после вешалки, с большой красивой мраморной лестницы.
2
На заднем плане памятник вовсе не Товстоногову, а Максиму Горькому, чьим именем театр назывался 60 лет. И назывался не просто потому, что такая была воля товарища Сталина. Пешков действительно сыграл важную, возможно даже ключевую роль - именно по его (но не только его) инициативе в 1918 году был образован «театр трагедии, романтической драмы и высокой комедии», который свою первую постановку - спектакль "Дон Карлос" показал 15 февраля 1919 года в помещении Большого зала Консерватории. В Консерватории он и продолжал играть примерно год, пока в 1920 году труппе не передали здание театра на набережной Фонтанки.
3
А здание на Фонтанке было построено за 44 года до этих событий в 1876 году по инициативе можно догадать кого, если обратить внимание в каком квартале оно расположено. Граф Антон Степанович Апраксин, владелец одноименного двора. Антон Степанович (праправнук брата Фёдора Апраксина от которого и пошла вся топонимика местности) был любителем театра и выстроил здесь по проекту архитектора Фонтана один из лучших частных театров в Петербурге. Но, собственной труппы театр не имел - сцену арендовалась императорской Александринкой в качестве вспомогательной, а так же некоторыми другими творческими коллективами. Наконец, более-менее "устаканилось" с коллективом Суворина (журналист, издатель газеты «Новое время») который назывался "Малый театр" находившийся здесь с 1895 по 1918 годы. А с 1918-1920 здесь выступал Еврейский камерный театр-студия.
4
"Торжество Аполлона"
5
В 1901 год здание сильно пострадало в пожаре, но по принципу "не было бы счастья да несчастье помогло", театр отремонтировали и переделали лучше прежнего. Зрительный зал получил полукруглые очертания: были ликвидированы капитальные стены, между ложами и аванложами. Увеличилась длина зала. Партер, рассчитанный на 621 место, имел 6 выходов в кулуары. В самом партере и на всех ярусах (до галереи включительно) вместо скамеек были установлены откидные изящные буковые кресла. Над зрительным залом сделано новое монолитное железобетонное перекрытие, подвешенное к металлическим фермам.
А с 2011 по 2014 произошла другая масштабная реставрация и модернизация, появился новый занавес, оборудование. Про эту реставрацию мы ещё не сколько раз вспомним сегодня.
6
К созданию БДТ кроме Пешкова приложил руку и Блок, что отражено бюстом поэта в зале большого фойе.
Георгий Товстоногов принял театр, находящийся тогда в творческом кризисе по велению Партии ради спасения «первого пролетарского театра» 1956 году и последующие 33 года войдут в историю не только БДТ, а вообще мирового театра, как "эпоха Товстоногова". Небольшой бюст Георгия Александровича есть в фойе театра, а в рабочих коридорах находится большой и прекрасный портрет.
7
Как я уже написал экскурсию, рассказ про театр и знакомство с коллективом нам проводили Нина Николаевна Усатова и Вениамин Наумович Каплан - руководитель творческо-исследовательской части, хранитель музея БДТ. Нина Николаевна в БДТ с 1989 года, а Вениамин Наумович с 1982-го.
8
Сам зрительный зал я показывал уже в рассказе про, например, спектакль "Дядюшкин сон" и в рубрике Театр2ТочкиЗрения. Тогда я отмечал про удивительную особенность произошедшей реконструкции - в наш достаточно коммерческий век пошли на то, чтобы несколько уменьшить численность мест в зале ради большего удобства зрителю Здесь действительно отличное межрядное расстояние и очень удобный партер. С балконов видно по разному, но есть один лайфхак - ищите его по ссылке выше.
9
И ещё про последнюю реставрацию. Живопись в театре уже однажды подвергалась реставрационным работам - в 1930-х годах. Ну,как реставрационным - без идеологии не обошлось. Вот здесь в центральном картуше над сценой появилось изображение герба СССР вместо царской короны, исчезли ангелочки и кое-что по-мелочи. Сейчас как видно всё-это приблизили к дореволюционному виду (а копию герба переместили в музей).
10
Сам стиль оформления зала носит отпечаток стиля рококо. Роспись плафона и остальных элементов выполнена художником-декоратором Анжело Гуджиари (и это по сути единственная его известная большая работа). Сам интерьер театра не один раз менял свое цветовое решение: от терракотово-красного до синих или сдержанных оттенков. Сейчас здесь очень уютные пастельные цвета - бежевые, зеленоватые и светло-серебристые.
11
А вот в собственно закулисье попасть в этот раз не удалось. Очень жаль, потому что у БДТ оно долно быть очень интересное - большое и технически сложное и современное.
12
Буквально на начинку удалось посмотреть "одним глазком". Зато будет ещё один повод прийти сюда, чтобы попасть в трюм, на штанкетники и колосники (а пока можно посмотреть как выглядит всё это хозяйство в "Балтдоме" "Закулисье - как устроен театр изнутри")
13
А главный в этой машинерии Адиль Мунирович Велимеев - заведующий машинно-декорационной частью.Старожил, работает здесь уже около 60 лет!
14
Небольшая комната для артистов перед выходом на сцену, где они могут отдохнуть и настроиться на роль. С Божьей помощью.
15
Ещё один повод вспомнить прошедшую реконструкцию. Ремонт ремонтом, но про свои традиции забывать не стоит. Казалось, уже давно можно было фиксировать приход артистов задействованных в спектакле в театр на выступление электронными ключ-картами. Но, здесь по прежнему входу "аналоговый чек-ин" когда расписываешься на видавшем прославленных артистов бюро.
16
Ещё одна "аналоговая" традиция - информационная доска, на которой публикуются и сообщение о зарплате и назначения на роли в спектаклях.
17
А так же известная многим легендарная гримерная комната №9. В 1963 году появилась традиция оставлять на потолке росписи актёров и до 2011 года (когда началась реставрация) здесь оставили свои автографы сотни самых известных людей: Исаака Шварца, Владимира Высоцкий, Марины Влади, Юрия Никулина, Юрия Шевчука, Валентина Гафта, Вячеслава Тихонова.
18
А положили начало этой традиции Юрский и Басилашвили просто расписавшись в стиле "мы были тут".
19
К слову сказать сам процесс реставрации был очень сложным. Сейчас эта гримёрка - мемориальная комната, здесь оставили и прежнюю проводку, раковину, внутренние оконные рамы.
20
21
22
Ещё одна мемориальная комната, это гримёрка Кирилла Юрьевича Лаврова. Сейчас здесь всё как было при нём. Легенда.
23
24
25
Коридоры театра с портретами артистов.
26
Надо сказать, что при постройке Фонтана не весь театр делал таким красивым как публичные места. Фасад, лестница, фойе, зал это всё делалось парадно во вкусе эпохи Людовика XVI - это примерно промежуточный этап перехода от барокко к классицизму. А прочие части имели весьма скромный вид, тем более в здании с трех сторон внутри двора были торговые помещений - Апрашка же! Теперь наложите многочисленные перестройки и перепланировки за боле чем 100-летнюю историю и не удивитесь когда увидите нечто подобное:
27
И сами гримёрки, как видно на примере уже показанных мемориальных это такие сводчатые помещения. Вот вид действующей гримерной комнаты.
28
В этой комнате репетировали пение и для улучшения акустики прорезали в штукатурке углубления.
29
Декорационные мастерские - они в БДТ огромны. Прежде всего это большой зал площадью во весь задник сцены, благодаря чему здесь его можно полностью развернуть и расписать. Пол для этого делается специально из деревянных брусочков с волокнами древесины поперёк. Благодаря этому брусочки не расщепляются от кнопок и гвоздиков.
30
Здесь потрясающий по яркости и спектру свет - фотоаппаратура не даст соврать. И ещё большое панорамное окно выходящее на Апраксин рынок.
31
Заведующий художественно-постановочными мастерскими Денис Самойлов.
32
Рядом небольшие мастерские комнаты.
33
И ещё один большой большой зал со станками.
34
А про историю непосредственно самого БДТ хорошо рассказывает музей расположившийся в фойе театра. Здесь много всего интересного.
35
С Вениамином Наумовичем здесь можно провести увлекательные часы, но и без гида здесь весьма интересно и познавательно - приходите на спектакль пораньше и в антракте не обязательно бежать сразу в буфет. Пройдитесь по двум залам они в свободном доступе.
36
С Наступившим Новым Годом и наступающим Вас всех Рождеством!!!
37
PS Важная новость про БДТ - с 13 по 21 января здесь будет впервые в России выступать "Компания Финци Паска" (Compagnia Finzi Pasca) с постановкой La Verita. Это шоу на стыке театра и цирка уже показанное в 56 городах мира и теперь вот у нас в России и именно в Петербурге, в БДТ.