Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Работа мечты, или карильонер Йо

Здесь важно учесть контекст. Представьте или вспомните - солнечный и очень теплый воскресный день 15 апреля. В Петербург стремительно и бесповоротно пришла весна. Если ещё дней 10 назад можно было кататься на лыжах, то сейчас снега вообще нет и на улице более 10 градусов тепла. Нева, по-крайней мере напротив Петропавловской крепости, полностью освободилась от льда и первые туристические суда совершают тестовые рейсы. Солнцем залито всё. Вы находитесь на звоннице Петропавловского собора и смотрите сверху на буквально толпы людей гуляющих по городу. Всем хорошо. Только что отзвучали православные колокола и их, почти без паузы, подхватил малиновый звон карильона. Вы спускаетесь со звоницы и среди колоколов карильона видите человека, описать которого можно ровно так как описывают доброго домового. Такой одуванчик - белый, на вид мягкий, с добрыми чертами лица и улыбкой. Этот "домовой" сидит буквально между колоколами в деревянном домике и играет на них нажимая кулаками на деревянные же клавиши. В лицо ему светит солнце, а из окна видна Нева, и Петербург под ногами. Ну, не идиллия?




Это Йо Хаазен, человек который живёт в карильоне Петропавловского собора и играет на нём. Восхищение этой ситуации ещё, и прежде всего, в том, что он сам создал этот инструмент. Не знаю по какой причине, но приведший в запустенье и нерабочее состояние к 1990-м годам карильон на символе Ленинграда-Петербурга, самом высоком православном храме решил починить именно он. Говорят, что впервые он посетил наш город в 1990 году как турист и прямо-таки влюбился в него. Выучил русский язык, женился на петербурженке Наташе и решил восстановить карильон. Йо Хаазен, директор Королевской карильонной школы, расположенный в бельгийском городке Мехелен, что находится между Брюсселем и Антверпеном. Казалось бы где Бельгия и где Россия и что им до нас. Это у нас в русском языке есть заимствования из Бельгии. Тот же город Мехелен (Mechelen) по французски называется Malines и отсюда и есть пошло наше выражение "малиновый звон".



С 17 века и до сих пор Мехелен является центром колокольного литья и колокольной музыки в Европе. Здесь создали удачный сплав для литья колоколов и со времени появления таких колоколов в России «малиновым» стали называть красивый мелодично переливающийся звон.



Но, если со сплавом и колоколами в России история прижилась, то с карильонами не очень. Это, конечно, Пётр 1, привез карильон к нам, правда не из Бельгии, а из Голландии из Фландрии (территории которая сейчас делит Франция, Бельгия и Нидерланды). Первый музыкальный инструмент был ну очень оригинальный - с хрустальными колоколами в которые "играла" через приводы вода в Петергофе. Второй был классический музыкальный инструмент условленный в Петропавловском соборе. Были и другие инструменты в других городах, но после кончины первого нашего императора заглохло все. В Петропавловке, правда, в 1756 году Елизавета Петровна заказала карильон и его восстановили, но своеобразно. Он исполнял несколько мелодий в автоматическом режиме с помощью барабана - каждый час "Коль славен наш Господь в Сионе" и в полдень "Боже Царя храни". И примерно до середины 19 века, а потом развалилось и это. Не прижилась у нас эта европейская штучка.

В Бельгии 105 карильонов, в Голландии 210, в мире около 1000, а в Росиии пальцев на руках хватит все пересчитать. Впрочем, напомню, что и по православному в колокола на Петропавловского соборе в Российской Империи играли мало. Не долюбливает что-то РПЦ этот собор.



Ну, вот бельгиец и решил его восстановить. Сложное было в организационном плане дело - но Йо разработал проект восстановления и сумел провлечь к финансированию 352 меценатов включая и бельгийскую королеву (все их имена нанесены на колоколах) и к 300-летию Петербурга город получил этот фламандский инструмент в идеальном состоянии. Йо отлично, с приятным небольшим акцентом говорит по-русски и с сожалением отмечает, что сейчас, в современных реалиях это был бы невозможно.



Карильон сегодня это 51 колокол массой от 19 кг до 3 тонн. Общая масса колоколов 15 тонн, а всего масса инструмента 25 тонн.



Все это хозяйство приводится в действие с помощью сложной системы рычанов на которую нажимают руками и ногами. Карильон по своей конструкции это орган, только вместо трубочек здесь колокола.



Точнее нажимать на деревянные клавиши приходится кулаками.



Карильон инструмент с колоколами на котором нужно играть по нотам. Можно, теоретически, исполнить любую мелодию, но быстрая музыка, джаз ему противопоказан, говорит Йо. В целом идеально делать, конечно, специальную аранжировку под карильон.



Штатной единицы карильонера в Петропавловке нет. Играет сейчас на нём Йо, но он так же ведёт ведёт класс игры на карильоне на кафедре органа, клавесина и карильона факультета Искусств СПбГУ. По-этому этому, надеюсь, имеется достойная смена, которая сможет продолжать дело и жизнь карильона.

Когда играешь на карильоне, то обзор улицы закрывает инструмент. После игры Йо обходит инструмент и выходит на балкончик - кланяется зрителям собравшимся на площади.



P.S.: Не могу, не отметить, что Йо Хаазен не является почетным гражданином Петербурга. В отличии от Матвиенки и патриарха Кирилла.

Tags: Петербург
Subscribe

Posts from This Journal “Петербург” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments