Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Неоднозначные Мандроги

Про, так называемую туристическую деревню, в Верхних Мандрогах на Свири, кажется, знают все. Ещё бы - она существует с 90-х годов. В масштабе времени существования новых современных ( не советских) туристических комплексов можно сказать, что "всю жизнь". И хотя я сам ни разу здесь не был, но по общему информационному фону у меня выработалось устойчивое стереотипное мнение о Мандрогах, как о лубочном туристическом месте для иностранцев и богатых россиян. Проект "Открывая Ленобласть", конечно, не мог не побывать здесь, это было бы как минимум не объективно. Увиденное с одной стороны подтвердило моё мнение, с другой полностью его изменило.





Начну с главного и самого существенного. Здесь в Мандрогах несколько лет назад стали создавать историческую деревню  Сейчас здесь в "Старой деревне" находятся 6 домов перевезённых сюда из Архангельской и Вологодской областей. Дома все подлинные, без новодела. "как стояли, так и привезли". А так же мельница и церковь Святого пророка Елисея Угодника с Сидозера (Подпорожский район ЛО). То есть по факту мы имеем филиал карельских Кижей или новгородских Витославиц. Хотя почему филиал - в целом полноценный новый музей народного деревянного зодчества.

Вот что, пишут, например, про церковь на страничке вК инициативной группы добивающейся её восстановления: "Церковь же Елисея на Сидозере не вошла ни в какие высокие списки (и путеводители) в середине прошлого века, - видимо, из-за своего возраста (1899 года постройка - прим.) и стиля, а сейчас (в 2014 году - прим.) полностью заброшена и запущена, пришла в аварийное состояние - ей осталось, вероятно, лет 5-10, пока она не превратится в руину... Но то, что не привлекало должного внимания специалистов в 20-м веке, - стильная красота церкви - спустя полвека является её неоспоримым и крайне привлекательным достоинством для нас."
А вот запись в этой группе от 06.06.18: "Как видим, церковь строится. Судя по темным стенам, видимо, удается использовать немало старого материала."

То есть в Мандрогах большое и благодарное дело стали делать. Увы, саму церковь я не увидел - она расположена на другом берегу Петкелева ручья и закрыта лесной растительностью. На основной же территории располагаются:
Дом из Вожегодского района Вологодской области, последняя треть XIX века
2


Дом кузнеца из Вельского района Архангельской области. 1893 год.
3


Коношский район Архангельской области, 1867 год
4


Няндомский район Архангельской области, последняя треть XIX века.
5


Вожегодский район Вологодской области, последняя треть XIX века.
6


Интересно, что запустили и отдельную программу "Погружение в 19 век", в которой тебя поселяют в историческую избу (без электричества и вай-фай), одевают в одежду той эпохи, учат запрягать лошадь или плести туяса, стегать девок, доить корову, топить печь и тому подобное.
7


Целевое назначение этим домам так же нашли подходящее. В них организовали "Ремесленную слободу" c ремесленно-художественными мастерскими.
8


Некоторые ремёсла, конечно, современные и к истории отношения не имеют. Например, вот такое изготовление украшений - прозрачным акриловым лаком (смолой) покрывают высушенные цветы. Красиво, занятно и тоже искусство.
9


Но, основная цель этой слободы -  это сохранение и развитие народных художественных промыслов, ремёсел. И преподают в этой слободе часто не молодые аниматоры, массовики-затейники, а, например, Людмила Михайловна Щеголихина, народный мастер России, художница, преподаватель Северного Федерального Университета. Опять же - это же очень здорово, что число рабочих мест, где такие люди могут продемонстрировать свои знания за хорошую оплату, увеличивается.
10


Людмила Михайловна может часами с интересом и спокойным голосом рассказывать про виды росписей на русском севере. В Архангельской области различается онежская, бороксакая, холмогорская, нижнетоемская, каргопольская, шенкурская, пермогорская, мезенская (самая древня), пинежская, пучугская росписи. Всего 10 видов. Это можно проследить на примере прялок. Первыми мастерами по росписи были борецкие иконописцы и свои методы и технологии они перенесли с икон на бытовые предметы. Борецкие прялки были дорогие стоили как телёнок - 3-5 рублей. А вот мезенские прялки обходились в 20-30 копеек. А на Вологодчине было известно 20 видов росписи. Правда 10 из них Архангельские (впрочем, кто у кого что позаимствовал вопрос, конечно, холиварный). Кроме прялок можно посмотреть игрушки - игрушечный промысел и другое. Матрёшки, кстати, не северная история потому что липа на севере растёт мало (а ещё и потому, что матрёшка не народная игрушка, а изобретение конкретного человека Сергея Малютина 1890-х годов). Но, сейчас на спрос реагируют расписывают и матрёшки, тем самым распространяя стили русского севера.
11


А музыкант Евгений Ербенев представляет в музыкальной мастерской русские народные инструменты. Евгений в свободное от Мандрог время играет в дуэте "Разнотравье"
12


Инструменты, впрочем нужно слушать.
12-струнные гусли. Эти гусли современные - сделаны с металлическими струнами (изначально струны делали из жил) и деревянными калками. Количество струн могло быть очень разным - начинали от 5 струн и нарастало до нескольких десятков. В этих гуслях корыто сделано уже из кедра, спереди кавказская резонансная ель и колки и утица из красного дерева.


Гудок - прадедушка скрипки;


Двойная свирель, белгородская традиция;


Калюка;


Рожок;


Конечно, ложки.


Колесная Лира. Это уже авторский музыкальный инструмент.
13

На видео Евгений рассказывает и показывает его устройство.


Ещё три композиции на колесной лире включая "Кукушку" Виктора Робертовича. "Песен ещё не написанных, сколько..."




Последние песни исполнял Василий Евхимович.
14


Так же в Слободе проводят разные мастер-классы. По ткачеству, кружевоплетению, бересте, народной кукле и прочая.
15


По керамике в Мандрогах есть две мастерские. Одна находится в "Старой деревне" и практикует изготовление народных бытовых предметов. Посуды прежде всего.
16


Во второй керамической мастерской, делают более соременные глазурованные  художественные изделия. Мне, кстати, понравился стиль работ - хоть и есть зависимость от спроса и конъюнктуры, но откровенную попсятину не допускают.
17


В этой бочке мёда, есть правда ложка дёгтя. Это музей "Русской водки". Находится он не в исторической слободе, а в красочном современном здании. По своему красивом, с элементами модерна. Проблема в том, что по экспозиции и подходу этот музей за 20 лет не перестроился и продолжает популяризировать мифы и ошибочные штампы о водке.
18


Хотя, казалось бы, на новой волне возрождения интереса к культурно-историческому русскому наследию, где как не здесь говорить про отличие дистиллята от ректификата, про государственную монополию времён Николая II, про историю использования слова "водка" для обозначения этого напитка и прочее. Ну и, конечно, дегустировать знаменитую "водочную азбуку", не забывая, впрочем, историю Василия Кокарева.  А стена коллекции бутылок это зрелищно, но что в них толку, если всё это раствор ректификата?
19


Но, из увиденного Музей Водки только и разочаровал. Остальное замечательно.
20

21


Теперь хочу сказать про лубок. Многие ругают такой китчевый аляповатый стиль с разноцветными торцами срубов и крокодилами на крышах. Но, сравнивать оценочно разные стили это вообще глупое и пустое занятие. Что лучше конструктивизм или барокко, классическая живиопись или импрессионизм? Кандинский, Шишкин или Билибин? Можно оценивать произведения одного стиля, мастерство авторов. И с этой точки зрения дома в Мандрогах хороши. Одни из лучших образцов такого стиля.
Это гостиница. Интерьеры более классические.
22

К тому же - это уникально. Вы нигде не найдёте в Ленобласти, берите даже шире - на Северо-Западе точно, туристический комплекс с такого размера и такого качества исполнения. Не нравится - скатертью дорожка в другие места, благо их сейчас много. А это как минимум любопытно и оригинально. Самобытно.
23


Это главный ресторан. Про еду нужно сказать особо. Не знаю, кто здесь ставил кухню и печи (может быть и Максим Сырников), но это действительно не просто вкусно, а именно демонстрация томления - характерной отличительной черты русской кухни. Преимущество томления и жарки в печи особенно хорошо раскрываются на каше и блинах. Непременно нужно попробовать. Ценник может показаться высоковат, но порции здесь большие.
24


Речной вокзал.
25


Ремесленные мастерские.
26


Ещё в Верхних Мандрогах очень живописно и просторно.
27

28


"Мандроги" в переводе с вепсского означает пороги (на этом месте до ВОВ была вепсская деревня с таким названием, после войны восстанавливать не стали). Но, после постройки на Свири каскада ГЭС река стала более полноводной, пороги исчезли и не мешают теперь судоходству.
29


Вообще, безусловно, нужно учитывать специфику места. Здесь очень большой турпоток - по реке за день швартуются с десяток многопалубных пароходов транзитом выплёскивая на берег тысячи пассажиров. В итоге на центральных местах, мастерских может быть очень людно. Кому-то это понравится, кому-то нет.
30


Но, гостевых дома, коттеджи, находятся здесь на берегу реки и некоторые несколько в стороне. Поэтому этот поток частично проходит мимо.
А сами дома здесь внешне великолепны. Я ничего не имею против современных коттеджей, но здесь в Мандрогах на берегу Свири именно такая  архитектура очень гармонична. Есть здесь и пара домов 19 века используемые для проживания. Остальные современной постройки - Резной дом.
31


Дом Резчика.
32


Кружевной дом.
33

34

Ещё дальше домов на берегу находятся бани. Я зашёл в парилку одной из них и увидел правильную русскую печь - с закрытой каменкой. Только такая конструкция обеспечивает свойственные для русской бани температурно-влажностные характеристики в парной. Около бани причал, река - всё по канонам.
35


Ещё здесь для досуга есть много чего - конюшня, площадка для стрельбы, рыбалка, лодки, зоосад.
36


На отдыхе здесь и из окошка,можно встречать и провожать,  баржи, сухогрузы и пароходы, "совсем не так как поезда".
37


Да, место изначально оказалось очень выгодным для массового не бедного туриста - по пути в Кижи. Но, реализовать это на высоком уровне тоже нужно суметь.
В итоге я склонен оценивать это место как разноплановое, но вместе с этим цельное и качественное. Неоднозначность Верхних Мандрог заключается в том, что здесь сейчас удалось совместить развлекательную часть стиля "русский лубок" с музеем деревянного зодчества и народных ремёсел. И за развитие деревни в эту сторону - большое уважение.

Организаторы проекта "Открывая Ленобласть": газета Metro и Сообщество Питерских блогеров
При поддержке Администрации Ленинградской области и Дорожного радио
Генеральный партнер: Сбербанк
Инновационный партнер: Технопарк "Политехнический" и Motionpix
Телеком-партнер: компания МТС
Официальные партнеры: web-студия PetrogradWeb и Петровский автоцентр, компания Danone.
Информационные партнеры: социальная сеть Одноклассники, Ленинградская областная торгово-промышленная палата, Kudago, Карповка, Комитет по туризму в Ленинградской области, Bigpikcha.Ru, Наши походы.

Tags: Ленобласть, музей
Subscribe

Posts from This Journal “Ленобласть” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments