Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Category:

Шотландцы и Гутуевский остров

Скоро напишу серию постов про морские порты в разных городах и странах. А пока покажу крайне любопытную схему Петербургского морского порта. Крайне любопытна она по топонимическим причинам. Смотрите - на ней обозначена Шотландское шоссе и улица одновременно! Более того несловжно заметить и "Остров Вольный" и "остров Серный" (в Екатерингофке!). Попробуем разобраться.



Некоторое время назад я писал статью "Название стран в петербургской топонимике", где исследовал вопрос какие улицы в нашем городе названы по имени стран (некоторые в честь, некоторые просто так исторически сложилось). Таких стран мало и среди них

есть Шотландия (она, конечно, не страна, но не учитывать Английскую набережную, улицу и мост было бы не правильно).

Шотландская улица появилась на карте нашего города относительно недавно. Хотя склады Шотландского АО, которое занималось морскими перевозками и продажей продовольственных товаров из Шотландии существовали здесь до Революции, сам проезд от Динабурской (Двинской) улицы до Резвой (Невельской) улицы возник только в 1930-х, а название ему дали в 1955 г. В 1983 году соорудили Канонерский туннель, но отрезок улицы от туннеля до Двинской улицы был без наименования 24 года, пока в 2007 году его официально не отнесли к Двинской улице.
Так вроде всегда считалось и другой информации я не находил. И тут вдруг на стене висит План, где этот участок назван Шотландской шоссе! Я просмотрел больше десятка карт Ленинграда с 80-х по наше время и нигде Шотландского шоссе на месте этого участка не находил. Само шоссе есть - так иногда называют Шотландскую улицу (встретилась на карте за 1996 год). Здесь, конечно, нужно отметить, что карты Ленинграда вообще были очень неподробные и малодетальные.А район порта так вообще очень часто вообще прикрывался легендой.

А очертания и дорожная сеть современного Гутуевского острова много раз очень сильно менялась вплоть до нашего времени, когда из-за организации заезда на ЗСД продлили и спрямили несколько улиц. С допетровской эпохой тут изменилось чуть более чем всё. Острова для портовых нужд намывались, прокапывались каналы и бассейны и наоборот закапывались реки и протоки. Сам Морской канал был сооружен по проекту инженера и предпринимателя Николая Путилова в мае 1885 года (окончательно), что и послужило началом работы нового Петербургского морского порта. Вот как выглядела эта местность в 1904 году, как раз когда начали работать Шотландское акционерное общество.



Как видно на этой территории было полно рек - Ольховка, Батарейная, Пекеза и каналов - Сельдяной, Межевой, Таможенный, Внутренний, Барочный. Соответственно и островов было несколько. Ольховка разделяла Гутуевский и Большой Резвый острова, а Пекеза Вольный (Круглый) остров (не путать с островом вошедшим в состав острова Декабристов в 1970 году) от Гутуевского и Большого Резвого. В течение ХХ века все это "богатство постепенно засыпалось или уводилось в трубу (как Сельдяной канал, который в 2002 году подмыв фундамент, обрушил здание общежития БМП. Сейчас на этом месте построили новый ЖК "Панорамы залива"). Но, название Вольный остров сейчас осталось как обозначение исторического района города. А Межевой канал стал улицей.

Остался только Малый Резвый остров (по фамилии купца). Это название известно с 1793 года. Почему же на плане он обозначен как Серный, тоже не понятно.



И небольшой бонус трек. Официальный тартан ("шотландка") Санкт-Петербурга. Придуман петербургской школьницей (победил в конкурсе) по мотивам цветов на гербе шотландской семьи Пинкертон – предков жены Льва Софьи Толстой (супруги Льва Николаевича), которая долгое время жила в Петербурге.


Tags: топонимика
Subscribe

Posts from This Journal “топонимика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments