Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Category:

Мастер и Маргарита в Балтийском Доме

Чего ждёшь от спектаклей, поставленных по хрестоматийным произведениям? Сюжет известен, сюрпризов не будет, если только сценарист не позволит себе "отсебятину" (чего часто и хочется). Тогда, впрочем, должно быть указано на афише "по мотивам". Ожидаешь, конечно, интересной режиссёрской работы, оригинального использования сценических выразительных средств.



 А такое произведение как "Мастер и Маргарита" практически не ограничивает творчество постановщиков, а скорее даже помогает им. Тем более в таком театральном пространстве как "Балтийский дом" - с его гигантской и хорошо технически оснащённой сценой, большой труппой, реквизиторским и костюмерным цехом. Два Йонаса из Литвы - Вайткус и Арчинкаускас решились на эту очень интересную, но крайне ответственную постановку (замахнулись на нашего, так сказать, Булгакова).




Булгаков вообще и его последний роман про Мастера с Маргаритой и Воландом переживает рост популярности в театральных спектаклях и кино. Да вот кино - и Бортко сериальчик снял (с блестящим актёрским составом, идеально подходящими, на мой взгяд, в типажи героев) и откопали, наконец, ленту Юрия Каро.
3


Но, несмотря на все возможности кинематографа, мне кажется, этот роман больше подходит для театральной постановки. Бортко вот попытался показать Бегемота буквально и кроме смеха ничего больше не вызвал. Не нужно пытаться ставить роман буквально, нужен более ассоциативный и образный подход и сцена для этого более подходит, чем реалистичное кино.

Но, Йонас Вайткус взялся именно за инсценировку романа. Его тёзка - художник спектакля.
4


Сцена в Балтдоме большая, использовать такое пространство грамотно тоже нужно суметь. Главный приём, который решили использовать, это проекция на большой экран сверхкрупного плана (глаз) Воланда или члена его свиты, сидящего у самого задника сцены. Такое вот всевидящее око буквально. Это интересное и удачное на мой взгляд решение.
5

6

7


Но всё же гигантская сцена, не ограниченная искусственно в размерах, приводила иногда к тому, что действие спектакля рассыпалось на два параллельных события в разных её концах. Не буду говорить, что это было критично. Пространтсво сцены иногда сжималось до небольшого участка
8

9


а иногда разворачивалась от края и до края.
10


Сценические выразительные средства и технические возможности здесь использовались почти по полной (разве что трюмом не пользовались). Проекция, богатый интересный свет, дым, блёски. Кроме проекции взгляда часто показывали ч/б хронику.
Но, каких - то прорывов в показе полёта Маргариты и самого балла Сатаны я не увидел.
11


Указывается, что в спектакле задействованы все артисты театра - героев в романе много, массовка ещё больше. Впрочем, есть артисты ещё и приглашённые. Вообще в постановке участвуют фактически несколько составов.
12

13


Много разных костюмов
14

15

16


Га-Ноцри играют все артисты, занятые в спектакле. На сцене он не появляется. Также как и Аннушка на сцене не проливает масло, а делает это где-то за кулисами (в самом деле, ежели хорошо подумать - зачем сцену пачкать, на ней же потом и всамделишно может подскользнуться какой-нибудь артист и хорошо если не заслуженный).
17


Ну и Воланд. Воланд у литовцев на мой взгляд не получился. Это не Волнад, а Кощей Бессмертный с непонятной полупрозрачной коричневой сразу видно, что пластиковой шляпой. Воланд в пластиковой шляпе! Но, голос его был удачен.
Александр Кабанов
18


Свита сатаны.
19

20


Гелла - тоже странное решение. Ирина Муртазаева.
21

22


Остальные персонажи получились хорошо. Бегемот
23

24


Азазелло - Андрей Архипов
25


Коровьев - Александр Муравицкий
26


Мастер и Маргарита - Юрий Елагин и Алла Еминцева.
27

28

29


Понтий Пилат - Андрей Тенетко
30


Что в итоге? Да, это именно инсценировка - довольно близкое театральное изложение содержимого романа. Но, конечно, не без интересных решений, с хорошим составом, костюмами, светом, большим масштабом.
Хорошая добротная работа, пусть и без прорыва.
31


Ещё несколько фотографий.
32

33

34

35

35

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

Tags: театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • "Дон Жуан. Нерассказанная история"

    В Петербург привезли новый мюзикл "Дон Жуан. Нерассказанная история" . Точнее, как считает композитор Андрей Пурчинский,…

  • Осовремененные волки и овцы

    На большой сцене "Балтийского дома" премьера. Анджей Бубень поставил пьесу Островского "Волки и овцы". Спектакль называется…

  • Спектакли о Блокаде Ленинграда

    18 января день снятия Блокады Ленинграда, а 27 января День полного снятия Блокады. В эти дни - преимущественно всё же ближе к 27 числу, а так же 8…

  • Театральные итоги года 2020

    2020 год для театров выдался сами знаете каким. Сложным мягко говоря. Мне так или иначе удалось посмотреть 16 постановок в 12 театрах. Ниже их…

  • Отец и чайки

    Знаете, сейчас почти на всех видеоплеерах есть возможность изменить скорость просмотра видео: 0,75х, 1,25х, 1,5х, и т.д. Я рефлекторно искал такой…

  • Дом без № и матрёнина квартира

    "Театр Графини Паниной" в 5 минутах от моей работы, а я за более чем 4 года только однажды в нём побывал. Это при том, что увиденный тогда…

  • Герб города на дне

    В КТ Малыщицкого вторая премьера в сезоне и тоже режиссёра Петра Шерешевского - "Герб города Эн". Накануне была показана, напомню,…

  • Палачи У Мόста

    Пермяки снова с гастролями в Петербурге. В своей последней рецензией я писал "Хочется, чтобы "У Моста" приехал сюда на 8-дневные…

  • Человеческий рок голос

    Может показаться, что Мария Пальницкая продолжает режиссёрские эксперименты. После оригинально и изобретательно показанных сказок и серьёзного и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments