Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Category:

Трагедия Мейерхольда

"Спектакль ваш спорный, хоть и интересный. Особенно удалась сцена смерти (официальная рецензия 1934 года на спектакль "Дама с камелиями, реж. В. Мейерхольд)

Вынесенную в эпиграф цитату, с некоторой условностью, можно отнести и к спектаклю "Мейерхольд" режиссёра Романа Габриа  ТК "Открытое пространство", в котором она звучит. Он также интересный, яркий, сцены убийства Райх и Мейерхольда поставлены очень эффектно. И есть о чём если не поспорить, то порассуждать точно.



Как несложно догадаться это биографичная постановка. Поставлена вовремя - к 145-летию режиссёра. Габриа решил не рассказывать про всю жизнь народного артиста Республики, а сосредоточиться на 30-х годах - последнем десятилетии героя. Дореволюционный период пропущен почти полностью, "двадцатые" упомянуты вскользь.
2


Спектакль получился очень стильным и выразительным. Декорации выполнены в стиле русского авангарда.
3


Активно используется различная проекция. Часто показывают портреты Мейерхольда разных лет, из которых, конечно, выделяется ч/б фото из Дела НКВД. Автор видео-арт-коллажей Александра Магелатова. Коллажи играют важнейшую роль в спектакле.

4


Вообще, по картинке, визуальной составляющей - очень интересный спектакль, много находок. Со звуком несколько хуже. В начале звучала какая-то электронная музыка - мне подумалось, что это была  вовремя не выключенная фоновая музыка "Театра за Чёрной речкой" где проходил показ. Отвлекала заметно. И дальше несколько раз ловил себя на ощущении, что музыка раздражает. Потом прочитал в программке что "для спектакля композитором Владом Крыловым, постоянным соавтором Романа Габриа, была написана оригинальная электронная музыка в стиле IDM". За такой серьезный подход плюс, но я не оценил.
5


"Я иногда увлекаюсь картинкой, мизансценой, для меня это композиция художественного целого. Композиция для меня становится интереснее, чем разбор. В режиссуре существуют художники-психологи, которые разбирают взаимоотношения. Мне интереснее визуальная составляющая, я глазами смотрю спектакль". - Роман Габриа.
6


Актёров трое. Мейерхольда играет Анатолий Журавин, Зинаиду Райх - Алла Данишевская и Сергей Гвоздев всех остальных. И главным актёром де-факто является Гвоздев - множество перевоплощений, текста, блестящая игра. Часто кажется что он "везёт" весь актёрский состав.
7

8


Алла Данишевская играет меньше, особенно по началу. Мне показалось, что она в полной мере не раскрыла образ этой женщины. Первой жены Есенина, кстати. Но в раскрытии образа здесь ещё режиссёру нужно задать вопрос.
9

10


И, наконец, Анатолий Журавин играет главгера больше визуально - позами, мимикой, костюмом, гримом. Текста минимум. Но тут я бы не стал критиковать никого. Получилось органично и цельно.
11

12


Спектакль постепенно увлекает зрителя, с каждым мгновением всё сильнее и сильнее. И не только потому, что раскручивается сюжет, и дело идёт к трагической развязке. Вкусовые ощущения раскрываются постепенно, но активно. Здорово.
13

14


Финальные сцены выполнены очень эффектно. Убийство Зинаиды - её зарезали у себя дома через некоторое время после ареста мужа, при этом не взяв из квартиры ничего ценного.
"Они ничего не взяли, не ограбили, они пришли, чтобы убить и ранили 7 раз около сердца и в шею, и она умерла через 2 часа, а Лидию Анисимовну побили по голове, и она жива… Кто это был, их было двое и их не нашли» (Из письма Татьяны, дочери Зинаиды Райх, Мариэтте Шагинян, 20 июля 1939 года). Организацию убийства приписывают Берии, если подумать, то и правда в таком формате больше и некому.
15

16


В целом всё здорово, вышеуказанные замечания скорее придирки. Однако, всё же глобально не покидает ощущение, что чего-то не хватает. Долго не мог понять чего именно. Скорее всего не хватает простора, большего масштаба. Ясно, что спектакль с тремя актёрами вряд ли может быть поставлен на большой сцене, это всё же камерная постановка. Всё так, но всё же - будь сцена раза в 1,5-2 больше, то был бы совсем другой эффект. Тем более это соответствовало бы и масштабу личности, и творчеству Всеволода Эмильевича.
17


Ещё из придирок, не очень понял образ Луначарского - как такого недалёкого пропагандиста. А ведь это был очень образованный человек, сыгравший большую роль в "очеловечивании" большевиков перед мировым сообществом.
18


Баллы по рейтингу "Золотой апельсин"
Сценарий, сюжет - 10/10 баллов
Режиссура - 9/10 баллов
19


Актёрская игра (в целом) - 9/10 баллов
Свет- 6/6 баллов
20


Звук - 5/6 баллов (мне не понравилась музыка, но за подход справедливо добавлю балл).
Декорации и реквизит - 6/6 баллов
21


Итого = 10*7,3/8= 9,4 дольки. Это довольно много и я, конечно, рекомендую всем посмотреть эту яркую, умную, авангардную постановку.
22

PS Это второй спектакль Романа Габриа который я посмотрел. Первым был "Андрей Иванович не возвращается домой" тоже чудесная красочная и сильная постановка на вычурную поэзию Фаины Гримберг. Роман Габриа прямо топ!
https://2dar.livejournal.com/129006.html
Tags: премьера, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Плохая Магда

    Бывают спектакли, которые становятся интересны с первого слова. Магда. Не очень интригующе? А если Магда Геббельс? И это Плохой театр - удивительное…

  • Мимигранты в Нью-Йорке

    В афише Мимигранты обещают показать Нью-Йорк О'Генри в стиле бурлеск. Что ж, пожалуй О'Генри можно назвать американским Зощенко, а Зощенко в…

  • ASTRUM NATALE

    Наберите в Ютьюбе что-то вроде "космос 4к" и вы обнаружите видео, которые очень любят продавцы и производители телевизоров и мониторов.…

  • Vokrug Сашиных сказок

    В Петербурге прошёл II передвижной Фестиваль негосударственных театров Санкт-Петербурга. В нём приняли участие профессиональные независимые…

  • Как Зоя гусей кормила на Васильевском

    В постановке "Как Зоя гусей кормила" режиссёр Денис Хуснияров ставит с одной стороны по сюжету классический прямолинейный спектакль и…

  • Бред это хлеб

    Режиссёрские эксперименты Марии Пальницкой продолжаются. И усложняются. В этот раз на камерной сцене Арт-Музы был поставлен красочный и сложный бред.…

  • Заводной золотой апельсин

    Переходы между текстом спектакля и интерактивом с залом в спектакле "Заводной апельсин" Театра Малыщицкого происходят бесшовным способом.…

  • Мрамор и ванна

    Вместо 460 слов для этой рецензии можно было использовать только фотографии. Алиса Олейник устойчиво у меня ассоциируется с необычными и визуально…

  • Безрукий из Перми

    Продолжается сериал под названием "Гастроли МакДонаха из Перми в Петербурге". Как-то я писал, что было бы здорово, если "Театр У…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments