Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Category:

Обломов иль я иль нет?

Дано: 500-страничный хрестоматийный роман Гончарова "Обломов", сцена и два актёра мужского пола. Задача: поставить оригинальный интересный спектакль. А как справитесь с этой задачей вы?
Не знаю, кто (или что) такую задачу с такими исходными данными ставил перед режиссёром Романом Кагановичем и его театром "Ненормативной пластики", но он взял и сделал. Получилось как минимум оригинально, а насколько успешно посчитаем по рейтингу ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН.



С творчеством Романа Кагановича я уже успел познакомиться на примере двух моноспектаклей "Юра.Блокадный дневник" и "Сибирь". Отличные работы, но никакая пластика, в том числе ненормативная в них замечена не была. Антон Леонов в роли Юры, правда, падал очень натурально, но пластикой это назвать было бы уж слишком. Это не претензия - просто постановки такие, тем более с одним актёром. Кстати, в них как и в "Обломове" много дыма.
2

3


В "Обломове или я" актёров уже в два раза больше - Степан Бекетов в роли Обломова и уже упомянутый Леонов во всех остальных ролях (смело, да). Степан, кстати, второй режиссёром "Юры".
4


В чём суть ненормативной пластики? "Основной принцип Театра Ненормативной Пластики – искать новое, творить, играть формами и смыслами, основываясь на традициях классического театра. Отличительная особенность театра – перемещение акцента со слова на тело. Пластика стала одним из главных способов выражения идей."
Тело в дело, в общем.
5


И с этой точки зрения "Обломов иль Я" это торжество актёрской пластики драматического театра. То, как двигаются по сцене, а точнее даже преимущественно на столе два актёра, это буквально ВАУ. Пиршество и услада глаз. В списках авторов спектакля хореографы не значатся, неужели их нет - настолько слаженные и синхронные и оригинальные движения, позы и мизансцены. Очевидно сказывается специализация обоих идейных вдохновителей театра (Романа Кагановича и Максима Пахомова) - «сценическое движение, фехтование». Жаль, нет видеозаписи спектакля я бы с радостью пересмотрел первые примерно 3/4 спектакля. Очень круто, завораживает.
6


Но, только не последнюю четверть. В ней случился нелепый и не нужный казус. Обломов спустился со стола на первый план прямо к зрителям и начал традиционный монолог, к тому же скучный и нудный. Да, у Гончарова таких рассуждений, философствований много в книге и я допускаю, что без них "Обломов" не Обломов. Но, как минимум, это нужно было визуально так же поставить оригинально и в том же стиле, что и предыдущие сцены. Зачем это нарушение собственной же режиссёрской формы? Вышло скучно и банально.
7


Второе большое разочарование - это тапки ИКЕА! Они белым современным ширпортребовским пятном резали мне глаза весь спектакль. Ну, то что белые, контрастные основному фону, я ещё могу понять - некоторые сцены композиционно ими уравновешиваются.
8


Но, заменить длинные, мягкие и широкие, туфли в которые Илья, попадал не глядя, опуская ноги с постели на тапки "ни шагу назад" из ИКЕА это чересчур. Когда сценический Обломов спрыгнул со стола для сцены монолога он, конечно, в эти тапки не попал. "Это фиаско, братан".
9


Это особенно обидно, что работу художника видно. Грубый стол, наискось весящая рама, ночная рубашка, другие костюмы - хороший и лаконичный стиль.
10


Я всё думал, как будут показывать женские роли, Ольгу прежде всего. Только её и показали. Вот так.
11

12


Теперь к сценарной части. Тут у меня тоже есть ряд вопросов. Например, некое завещание Обломова, которое красной нитью проходит через весь спектакль. В оригинале нет такого и я не очень понял эту идею, замысел. Это замечание, но не претензия. Спектакль вообще официально значится "по мотивам", поэтому автор может внести что то оригинальное не только в постановочную часть, но и в сценарий. Я только "за", но именно этот ход не понял.
13


А вот финал я понял, но не оценил потому что с ним не согласен. "Обломов" это не трагичный роман, а очень позитивный, здесь тотальный хеппи-энд. Гончаров на последней странице даже Захару протянул билет в обеспеченную старость (после того, как сам же и загнал его на паперть). Дальше спойлер, кто не смотрел не ходите под него.
[ВНИМАНИЕ СПОЙЛЕР]

В финале Обломов принимает яд и в муках помирает. Как так, нет! Илья Ильич помер без мук в неге собственного мира обломовщины. Он так ни разу и не посетил своё имение, но ни разу не отказывал в этом Штольцу, просто откладывая свою поездку на потом. И только в последний визит Штольца он сознательно и категорично отказался от поездки понимая, что не поехав проживёт меньше, но счастливее.
По мотивам - это не значит наоборот.
14


Вообще странных и не очень понятных моментов в спектакле много. Но, это не страшно. Но, матчасть, роман нужно знать хорошо - перечитайте его перед походом.
15


РЕЙТИНГ!
Сценарий - 9/10 Вообще учитывая вышесказанное хочу поставить 8, но за смелость и оригинальность накинем балл.
Режиссура - 9/10 из-за сцены с монологом.
16


Актёрское мастерство - 10/10 Тут без вопросов вообще. Интересная и сложная работа.
17

18


Свет - 6/6. Визуальная часть прекрасна
Звук - 5/6 особо не запомнил.
19


Декорации, реквизит, костюмы - 5/6. Из-за тапок хочется поставить 4, но ладно, простим нелепицу - пусть будет 5. Когда появятся другие тапки будет 6/6.
20


Итого 10*7,3/8=9,2 ( а с нормальными тапками было бы 9,4)
Посмотреть однозначно стоит - этот очень оригинальный, необычный, с хорошей актёрской игрой в целом понятный по сюжету отличный образчик пластического театра.
21


Tags: премьера, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Плохая Магда

    Бывают спектакли, которые становятся интересны с первого слова. Магда. Не очень интригующе? А если Магда Геббельс? И это Плохой театр - удивительное…

  • Мимигранты в Нью-Йорке

    В афише Мимигранты обещают показать Нью-Йорк О'Генри в стиле бурлеск. Что ж, пожалуй О'Генри можно назвать американским Зощенко, а Зощенко в…

  • ASTRUM NATALE

    Наберите в Ютьюбе что-то вроде "космос 4к" и вы обнаружите видео, которые очень любят продавцы и производители телевизоров и мониторов.…

  • Vokrug Сашиных сказок

    В Петербурге прошёл II передвижной Фестиваль негосударственных театров Санкт-Петербурга. В нём приняли участие профессиональные независимые…

  • Как Зоя гусей кормила на Васильевском

    В постановке "Как Зоя гусей кормила" режиссёр Денис Хуснияров ставит с одной стороны по сюжету классический прямолинейный спектакль и…

  • Бред это хлеб

    Режиссёрские эксперименты Марии Пальницкой продолжаются. И усложняются. В этот раз на камерной сцене Арт-Музы был поставлен красочный и сложный бред.…

  • Заводной золотой апельсин

    Переходы между текстом спектакля и интерактивом с залом в спектакле "Заводной апельсин" Театра Малыщицкого происходят бесшовным способом.…

  • Мрамор и ванна

    Вместо 460 слов для этой рецензии можно было использовать только фотографии. Алиса Олейник устойчиво у меня ассоциируется с необычными и визуально…

  • Безрукий из Перми

    Продолжается сериал под названием "Гастроли МакДонаха из Перми в Петербурге". Как-то я писал, что было бы здорово, если "Театр У…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments