Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Categories:

Комната Герды и Туминой

У входа в театр "Особняк" толпилась большая группа с белыми листами размера А4. Оказалось, что это не была подготовка к флешмобу, просто пришёл целый школьный класс с распечатанными электронными билетами на спектакль "Комната Герды" - тот самый, который только что занял призовое место в Фестивале моноспектаклей "Монокль", умудрившись при этом парадоксально получить два диплома (диплом вручают актёру, который в моноспектакле по определению один). В зале переаншлаг - забито всё и дополнительные несколько рядов тоже. Казалось, школьников подавляющее большинство. Или меньшинство, но тоже подавляющее. Спектакль придётся смотреть, ощущая рядом тычки, шепот, смешки вперемешку с фразой "Ещё услышу, в лоб получите". К школьникам, сидевшим рядом со мной, подошла школьная дама и тихо проговорила: "Смотрите внимательно, вспоминайте рассказ, запоминайте все ассоциации и образы, которые вы увидите, как они показаны.". И тут я хлопнул себя по голове: "Ай, я балда! Я же на Яну Тумину пришёл, а сказку не перечитал! Ну, как так!". К счастью, начало спектакля задерживалось, и я успел нагуглить и прочитать краткое изложение всех 7 рассказов. Не зря.



С творчеством Яны Туминой я познакомился впервые как раз в театре "Особняк" года три назад - смотрите "Корабль Экзюпери". Напомню, что театр назвали "Особняком" неспроста - он на тот момент ставил особенные постановки вне тогдашнего театрального мейнстрима, и располагался тоже в особом отдалённом от Ленинграда-театрального места - в конце Каменноостровского проспекта. Но времена меняются, сейчас "особенные" постановки ставят везде - ту же Яну Тумину я смотрел и в Комик-Тресте на Васильевском, и в Театре на Литейном.
2


Тогда, несколько лет назад, мне "Особняк" и Яна Тумина не зашли. Я просто не умел "их готовить". Спектакли Яны Туминой, как правило, нужно смотреть хорошо зная литературную основу. Да, "Гетакомба. Блокадный дневник" не так требователен к этому, но просто потому что с блокадным контекстом мы все так или иначе знакомы. Поэтому классная руководительница была права. Впрочем, конкретно в этом спектакле есть одна большая особенность.
3


Начало постановки очень напомнило другой спектакль Комик-Треста: "Белую историю". На сцене оказалось сложно-трансформируемая конструкция в виде комнаты с тремя стенами и актриса в интересном костюме. "Белая истрия" тоже началась с большой метаморфозы - преображения целой белой горы в платье. "Белая история" - отличный образчик т.н. физического театра, в котором вместо диалогов используются визуальные эффекты, а периодические контакты со зрительным залом создают впечатление участия в действе. И в "Комнате Герды" так примерно всё в начале и было.
4


Это спектакль -  чудесная трансформация, блестящая фантазия. Очень вычурно и интересно рассказывается сказка. Мне даже хочется использовать слово аттракцион, но непременно с определением "умный", потому что обычно под аттракционом в отношении искусства подразумевается действие, где зритель получает удовольствие в первую очередь от визуальной картинки, а не от содержания. Здесь удалось совместить.
5


Но, вдруг, после пластического и кукольного театра, актриса - Алиса Олейник перешла к прозе. Да, простым и понятным текстом начала, например, рассказывать розам, как она ищет и всё не найдёт своего брата Кая, и какие сложности она уже преодолела. То есть фактически пересказывает то, что только было показано. Я несколько опешил. Это как если бы опера или балет прерывались на речевые пояснения - актёры подходили бы к микрофону и поясняли, что они только что спели или станцевали. Я утрирую, конечно, но тем не менее.
6


Да и вообще так, конечно, становилось намного понятней для тех, кто слабо знал сюжет. Да и в целом походило на такую небольшую передышку - после сложного театра ассоциаций, метафор и символов, действие выруливало в тихую гавань драматического спектакля. "Постояло немного и снова пошло".
7


А сцена с бандиткой (воспользуюсь модным сейчас явлением феминитивов) вообще словно с детского утренника сошла. Зал сразу оживился, загоготал, заулыбался, стали слышны совсем маленькие зрители в первом ряду. Характерно при этом, что разбойница чаще всего повторяла фразу "Понятно теперь!". Да, вот когда показывают так просто: понятную разбойницу, которая смотрит кино на стене (показанное в технике теней), в котором Герда просто разговаривает с Оленем; рассказывая ему, зачем она здесь, а тот ей отвечает, куда ей следует пойти, но атаманша их всё равно не пустит. Да, так понятно всё.
7

8


Я долго, в том числе и после спектакля, не мог понять хорошо ли это. Решил, что для детей это точно хорошо - а спектакль позиционируется именно как "семейный спектакль, зрителям от 7-ми до 11-ти лет". Но, вообще это хорошо и для взрослого зрителя, который только начинает смотреть такие постановки пластичного, кукольного, физического театра. Яна Тумина может обойтись и без этого, но тут сделала такую адаптацию. Возвращаясь к примеру с оперой и балетом, да, прервать можно, но сложно, если сделать это аккуратно и органично. Тумина справилась.
9


Примерно за 90 минут зритель увидит, наверное, миллион самых разных преображений, картин, трансформаций, сделанных в самых разных техниках. Это очень зрелищно и умно. Ещё раз актриса Алиса Олейник.
10

11


Как я уже сказал, Диплома в "Монокле" дали два. Второй актёр - это Дмитрий Чупахин - кукольник, актёр БТК и Театра Малыщицкого. Но его видно только на поклонах - всё остальное время он проводит по другою сторону стен Комнаты, приводя в движение все возможные механизмы.
12


Иногда из стены появляются руки, ноги, другие части тела с которыми Герда здоровается или борется, например.
13


Дмитрий управляет ещё куклами, которые появляются из этих стен - вороном, например.
14


А также незаметно перехватывает от Алисы её куклы, благодаря чему создаётся удивительный эффект. Вот Герда знакомится с Чародейкой...
15


Чародейка говорит, исполняет свою роль...
16


потом ведёт диалог с девочкой. Это показывается всё очень живо и органично, хотя умом и понимаешь, что это всё один человек, но кажется что разные сущности.
17


а потом раз, эти сущности и физически разделяются - это Дмитрий перехватывает инициативу. Поэтому функция у него не только техническая, и Дмитрий заслуженно был отмечен не только "Моноклем", но и номинацией "Золотой Маски". Спектакль вообще был номинирован множество раз в "Золотой маске" и "Золотом софите".
18


Кукол вообще в спектакле много самых разных. Так эпизод с путешествием Герды на Олене в Лапландию показали с помощью маленьких кукол и ширмы с шалью. Получилось смешно и динамично.
19


Ведунья-лапландка ростовая кукла
20


Трансформируется даже причёска
21-22-23




Очень разнообразный свет, очень разнообразная и хорошо подобранная музыка. В сцене с розами по-моему даже звучит ханг.
24

25


И ещё 100500 самых разных спецэффектов.
26


Итоговый балл.
Сценарий - 10/10
Режиссура - 10/10
27


Актёрское мастерство - 10/10
28


Свет - 6/6.
Звук - 6/6.
29


Декорации, реквизит, костюмы - 6/6.
30


В итоге, конечно, высший бал "ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН". Непременно рекомендую посмотреть этот увлекательный и умный аттракцион и не обязательно с детьми.
31

Tags: куклы, моноспектакль, театр
Subscribe

Posts from This Journal “моноспектакль” Tag

  • БлокАДа Гали Зимницкой и Марии Пальницкой

    8 сентября особая дата для петербуржцев и ленинградцев. Как известно, в 1941 году в этот день началась блокада города немцами, финнами и испанцами.…

  • Побудка

    Пожалуй, самый взрослый кукольный спектакль на Фестивале "Кукарт-25" показали поляки. Постановка Pobudka, или Wake up в международном…

  • Кроткая

    Один из трёх победитель Петербургского этапа конкурса "Монокль", проходившего в этом году, спектакль "Кроткая" БДТ можно назвать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments