Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Category:

3D-Хармс

Есть такие разновидности книжек для детей как книжка-панорама: благодаря разрезам на бумаге при перелистывании появляются объёмные, как сейчас часто говорят 3D, фигуры. Театральная постановка "Вон" "Нового Императорского Театра", это словно объёмный текст со страниц Даниила Хармса - такой же абсурдный, весёлый и иногда беспощадный калейдоскоп.




Было сразу понятно, что постановка "Вон" будет абстрактная. Идти на такие не зная "матчасти" последнее дело. Но, одно дело, когда ставят спектакль по одному произведению - его не сложно (пере)прочитать, другое когда в целом по творчеству. Всё в короткие сроки не прочтёшь, а с чем конкретно ознакомиться не известно. Поэтому я так ничего и не прочитал - а с творчеством Хармса я, признаюсь, знаком плохо. После просмотра возникло сильное желание прочитать оригинал и в процессе чтения, вспоминая увиденное на площадке Театрального Музея, я словно перелистывал ту самую книжку-панораму - текст становился объёмным, выпуклым. Спектакль стал пониматься гораздо лучше. Но, Хармса можно не читать вовсе - всё равно бред. Или абсурд - кому какой термин ближе.
2


Однако, рассказы Хармса я категорически рекомендую прочитать всем - поднимаясь на эскалаторе вы одолеете их несколько штук. А по дороге до театра не меньше десятка. Уже на этой стадии можно будет понять, понравится вам спектакль или нет. Режиссёр Олег Ерёмин буквально усилил, но не исказил тексты этого гения бреда и апофеоза неадеквата. Поэтому понимать, что вообще происходит полная бессмыслица. В этом смысле спектакль полностью удался.
3


А наблюдать как переносится шизовый текст на сцену особенно интересно, если его уже знаешь - по этой причине Хармса стоит прочитать. Да и вообще - мне он нравится. Шиза, а смешно.
4


Вот все артисты занятые в спектакле, крайний справа режиссёр. Первым спектаклем Олега, ещё когда он учился в Театральной академии, был именно спектакль по Хармсу. Поэтому когда Фокин в 2015 году предложил ему реализовать грант по постановке именно Хармса - дело было в Александринском "Императорском" театре. И потом с этой постановкой Ерёмин пошёл в "самостоятельное плавание" основав "Новый Императорский Театр".
5

Далер Газибеков, Мария Лысюк, Анастасия Балуева, Екатерина Крамаренко, Мария Коробкина, Александр Взметнев, Владислав Ситников, Олег Ерёмин

За это время спектакль показывался на многих площадках - и Малой сцене Александринки, в "Олимпии", но это всё были именно сцены. Я же смотрел "Вон" в рамках Фестиваля молодых театров «Здесь и сейчас» который проходит в Театральном музее. У Музея есть две сцены - одна классическая на 4 этаже, вторая на третьем, которая строго говоря и не сцена вовсе, а просто зал с роялем и без театрального света. Аудитория.
6


Верхний зал имеет очень маленький планшет сцены. Пришлось выступать в аудитории. Это оказалось для всех интересным опытом. Зрители, смотревшие спектакль на сценах отметили, что он стал ближе к ним - как в буквальном смысле, так и в переносном. И это смотрелось выигрышней на их взгляд.
7


Актёры тоже отметили близость к зрителям, фактически здесь отсутствует "4 стена", задника как-такового тоже нет и это очень-очень сказывается на их ощущениях. Тем более актрисы в спектакле полуобнажены.
8


Увы, световой аппаратуры в зале тоже нет, поэтому этот компонет из постановки пришлось убрать. Большое окно слева, обеспечивает боковую засветку и она скорее мешает.
9-10



В итоге убрав свет, изменив сценографию Олег Ерёмин решает адаптировать постановку, так чтобы она скорее стала частью экспозиции, нежели отдельным элементом. Это получилось.
11


В спектакле много шизы, или абсурда. Собственно весь спектакль, это абсурд. Но, особенность творчества Хармса это сюрреалистический юмор, "литература абсурда".

"Меня интересует только «чушь»; только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении. Геройство, пафос, удаль, мораль, гигиеничность, нравственность, умиление и азарт — ненавистные для меня слова и чувства. Но я вполне понимаю и уважаю: восторг и восхищение, вдохновение и отчаяние, страсть и сдержанность, распутство и целомудрие, печаль и горе, радость и смех". 31 октября 1937 года
12


И в этом смысле, повторюсь - "Вон" концентрированный, точно театрально перевоплощённый, Даниил Хармс.
13


Отдельно отмечу вокальные номера. Да, в спектакли такие присутствуют и они очень мощные. Вот это было прямо безоговорочно круто.
14-15



Ну и театральный рояль, на котом как выяснилось потом, играл сам Чайковский, так же не остался только лишь мебелью.
16-17



Костюмы на актёрах сами видите какие. Присутствуют и садистские номера в постановке. Про эротизм особо и говорить не нужно. В целом градус неожиданности, абсурдности высокий.
18


Ещё следует отметить вот что. Новый Императорский театр участвуя в Фестивале молодых театров "Здесь и сейчас" в Театральном музее только показом "Вон" в аудитории не ограничился. Был освоен и музейный жанр "выставка". В экспозиции музея были показаны костюмы, реквизит, элементы сценографии из разных постановок Театра - гипсовая фигура младенца с пробитой головой («Холодное дитя»), носки с бриллиантами и фрагмент пола («ВОН»), программки, афиши, фотографии и видеоинсталляции с интервью артистов и фрагментами спектаклей.
19


Оценим спектакль по рейтингу "ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН"?
А вот нет - я не смог. Дело даже не в том, что это адаптированная, в том числе под технические условия площадки версия спектакля - в конце-концов оценку за "Свет" можно было просто убрать. Звук - 6/6, реквизит, костюмы, мизансцены - тоже 6/6, тут всё специфично, но продумано. Игра актёров тоже максимум 10/10. А вот самые главные компоненты - режиссура и сценарий объективно оценить я не смог. Очень радикально, не все поймут. Но, сам Хармс такой. Оставлю без оценки. По-крайней мере пока.
20-21



Мне понравилось, как и многие интересные, но сложные, с большим количеством подтекста спектакли я не прочь пересмотреть "Вон" ещё раз - тем более уже на театральной сцене. Но, рекомендовать его всем не решусь - читайте Хармса, там поймёте.
Если нет, идите вон.
22


Tags: театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • "Дон Жуан. Нерассказанная история"

    В Петербург привезли новый мюзикл "Дон Жуан. Нерассказанная история" . Точнее, как считает композитор Андрей Пурчинский,…

  • Осовремененные волки и овцы

    На большой сцене "Балтийского дома" премьера. Анджей Бубень поставил пьесу Островского "Волки и овцы". Спектакль называется…

  • Спектакли о Блокаде Ленинграда

    18 января день снятия Блокады Ленинграда, а 27 января День полного снятия Блокады. В эти дни - преимущественно всё же ближе к 27 числу, а так же 8…

  • Театральные итоги года 2020

    2020 год для театров выдался сами знаете каким. Сложным мягко говоря. Мне так или иначе удалось посмотреть 16 постановок в 12 театрах. Ниже их…

  • Отец и чайки

    Знаете, сейчас почти на всех видеоплеерах есть возможность изменить скорость просмотра видео: 0,75х, 1,25х, 1,5х, и т.д. Я рефлекторно искал такой…

  • Дом без № и матрёнина квартира

    "Театр Графини Паниной" в 5 минутах от моей работы, а я за более чем 4 года только однажды в нём побывал. Это при том, что увиденный тогда…

  • Герб города на дне

    В КТ Малыщицкого вторая премьера в сезоне и тоже режиссёра Петра Шерешевского - "Герб города Эн". Накануне была показана, напомню,…

  • Палачи У Мόста

    Пермяки снова с гастролями в Петербурге. В своей последней рецензией я писал "Хочется, чтобы "У Моста" приехал сюда на 8-дневные…

  • Человеческий рок голос

    Может показаться, что Мария Пальницкая продолжает режиссёрские эксперименты. После оригинально и изобретательно показанных сказок и серьёзного и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Posts from This Journal “театр” Tag

  • "Дон Жуан. Нерассказанная история"

    В Петербург привезли новый мюзикл "Дон Жуан. Нерассказанная история" . Точнее, как считает композитор Андрей Пурчинский,…

  • Осовремененные волки и овцы

    На большой сцене "Балтийского дома" премьера. Анджей Бубень поставил пьесу Островского "Волки и овцы". Спектакль называется…

  • Спектакли о Блокаде Ленинграда

    18 января день снятия Блокады Ленинграда, а 27 января День полного снятия Блокады. В эти дни - преимущественно всё же ближе к 27 числу, а так же 8…

  • Театральные итоги года 2020

    2020 год для театров выдался сами знаете каким. Сложным мягко говоря. Мне так или иначе удалось посмотреть 16 постановок в 12 театрах. Ниже их…

  • Отец и чайки

    Знаете, сейчас почти на всех видеоплеерах есть возможность изменить скорость просмотра видео: 0,75х, 1,25х, 1,5х, и т.д. Я рефлекторно искал такой…

  • Дом без № и матрёнина квартира

    "Театр Графини Паниной" в 5 минутах от моей работы, а я за более чем 4 года только однажды в нём побывал. Это при том, что увиденный тогда…

  • Герб города на дне

    В КТ Малыщицкого вторая премьера в сезоне и тоже режиссёра Петра Шерешевского - "Герб города Эн". Накануне была показана, напомню,…

  • Палачи У Мόста

    Пермяки снова с гастролями в Петербурге. В своей последней рецензией я писал "Хочется, чтобы "У Моста" приехал сюда на 8-дневные…

  • Человеческий рок голос

    Может показаться, что Мария Пальницкая продолжает режиссёрские эксперименты. После оригинально и изобретательно показанных сказок и серьёзного и…