Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Categories:

БлокАДа Гали Зимницкой и Марии Пальницкой

8 сентября особая дата для петербуржцев и ленинградцев. Как известно, в 1941 году в этот день началась блокада города немцами, финнами и испанцами. Если 27 января "праздник со слезами на глазах", то сентябрьский день однозначно трагический - День памяти жертв блокады. Про блокаду написано множество книг и статей, но особо среди них выделяются дневники ленинградцев, живших в блокаду. Один из них написала 14-летняя Галина Зимницкая. Камерный и молодой "ТЕатриК" поставил спектакль "БлокАДа", по мотивам этого дневника, переработав и дополнив его. Впрочем, строго говоря, "Дневник Галины Зимницкой" и не дневник вовсе.




Жанр дневника очень подходит для формата моноспектакля. Режиссёр-постановщик Мария Пальницкая пошла именно таким путём, но для большей художественной выразительности на сцене играют без слов ещё 8 актёров. Очень интересное и удачное решение.
2


Дневник Гали можно назвать таковым лишь условно. Девочка действительно делала записи в блокадные дни, но, увы, уже после блокады они потерялись при переезде. Восстановила их Галина только в 80-е годы, находясь на пенсии. Остаётся только догадываться насколько изменился при этом текст, но думается мне что существенно: возраст, обстановка, прошедшие 40 лет не могли не внести корректировки.
3


Вообще сам дневник не столь трагичен и пронзителен, как скажем, дневники Юры Рябинкина или Тани Савичевой. В самой семье у Гали не пережил блокаду отчим - бабушка с мамой остались живы.
4


Дневник ценен ещё и тем, что девочка отразила всю блокаду и даже послеблокадное время. Но описание событий больше фактологическое, с минимумом эмоций, внутренних переживаний и терзаний за исключением нескольких эпизодов. Блокадный ужас у Юры Рябинкина пронзительней, не говоря уже про Дневник Тани Савичевой. У Юры, помню, меня поразили бесконечные постоянные очереди в магазинах с 4 утра до 9 вечера (и это в холоде и голоде!). Не поднимаются тут такие спорные темы,как, например, тема спецпитания - что также не обошёл вниманием Юра. Очевидно,причина здесь именно в том, что записи сделаны были по воспоминаниям.
5-6



Но на сцене в плане эмоций было совсем всё по другому. Мария Пальницкая сильно эмоционально обогатила рассказ девочки. И внесла в него некоторые подробности - эпизоды с чёрным творогом и замёрзшие труппы (когда двери в квартирах не запирались). Во время просмотра, мне показалось, что рассказ про соседку тётю Соню, у которой заботливый до войны муж превратился в объедавшего семью эгоиста, не из Дневника - очень он напоминал воспоминания великого врача Фёдора Углова в своей книге "Сердце хирурга". Но, нет - потом открыл Дневник и увидел, что там всё в точности как на сцене.
7-8



Вообще спектакль получился очень выразительным и зрелищным, с массой самых разных находок.
9-10



"Бек-вокал" первое время играл лишь образно, создавая общий фон, но потом в отдельных эпизодах артисты стали играть буквально персонажей дневника - маму, папу, соседей, жестикулировали, но не произнося слов. В первый момент мне не понравился такой переход от образности к конкретике, но со временем, когда таких сцен стало много начало всё казаться уместным и приемлемым.
11-12



Кроме большой группы поддержки, вторая находка - это многофункциональные щиты с ручками, которые по ходу спектакля становятся окнами, партами, носилками, саночками, лопатами и многим другим. Идея из разряда всё гениальное - просто.
13-14



Смерть людей показана здесь как медленное заворачивание в белый саван.
15-16



Интересная и богатая светопись, музыка. Очень хороши.
17-18-19




Костюмы.
20-21



Про актёров и творческий коллектив. Удивительный и парадоксальный факт, что это не публичные люди. Другими причинами нельзя объяснить, почему программки со списком авторов постановки и актёров нигде нет. Пролистайте вы хоть всю группу театра ВКонтакте, прояндексните хоть с десяток ссылок.
22


Только после моих тщательных расспросов Мария опубликовала на этой неделе пост с перечислением актёров. Из него правда не ясно, кто играл Галю и кто есть кто. Вот эти люди:
Анастасия Муравьева, Эльмира Чигаева, Кристина Алексеева, Ксения Куренкова, Борис Лунгу, Денис Гарвин, Виктор Незнанов, Алеся Алипчикова, Даша Албул, Ирина Гайдукнвич, Виктор Иванов и Екатерина Стрельцова.
23


А Галину играла Арина Ревнивых. Очень объёмная по тексту роль и сложная по образам и эмоциям. Блокадный моноспектакль! Браво!
24-25



Ещё один интересный и важный аспект - просвещение детей. В зале "Театральной долины" было несколько школьников, в том числе пришедших вместе. Если по началу они отвлекались болтая, то очень скоро прекратили это занятие и сосредоточенно до конца наблюдали за спектаклем. Хороший знак. Обязательно сводите школьников на "БлокАДу".
26


Мария Пальницкая, молодой режиссёр, ранее была мне известна по постановкам "Японские сказки" и "Африканские сказки". Замечательные работы, но сделанные совсем на другую тему и совсем в другой технике. А тут серьезная драма, к изложению которой нужно подходить особенно аккуратно и с уважением. 1,5 года всего творческому коллективу! И получилось! Актёры три раза выходили на бис.
27


Ещё 9 фото со спектакля
[Ещё 9 фото со спектакля -нажмите чтобы увидеть]
28-36











По рейтингу "Золотой апельсин" здесь, конечно высший балл. Все компоненты: сценарий, режиссура, актёры, свет, звук декорации с костюмами максимальные оценки, а потому итоговый бал 10,0 - ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН. Получилось творчески переработать литературную основу и показать её очень выразительно и изобретательно.
37



Другие спектакли о Блокаде:
"Гетакомба", реж. Яна Тумина - https://2dar.livejournal.com/169282.html
"Юра" (моноспектакль) реж. Роман Каганович http://2dar.livejournal.com/31237.html
"Парень из прошлого" реж. Семён Серзин ТЮЗ http://2dar.livejournal.com/49802.html

Сводный рейтинг спектаклей ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН - полный список
Tags: моноспектакль, театр
Subscribe

Posts from This Journal “моноспектакль” Tag

  • Побудка

    Пожалуй, самый взрослый кукольный спектакль на Фестивале "Кукарт-25" показали поляки. Постановка Pobudka, или Wake up в международном…

  • Комната Герды и Туминой

    У входа в театр "Особняк" толпилась большая группа с белыми листами размера А4. Оказалось, что это не была подготовка к флешмобу, просто…

  • Кроткая

    Один из трёх победитель Петербургского этапа конкурса "Монокль", проходившего в этом году, спектакль "Кроткая" БДТ можно назвать…

  • О жизни и любви Клавдии Шульженко

    Ожидания от моноспектакля про биографию музыканта интригующие. Ведь нужно не только рассказать её, но спеть или сыграть. Как это лучше сделать -…

  • Фестиваль "Монокль" и моноспектакль "Ширли Валентайн"

    Вчера, 18 февраля, в "Балтийском Доме" завершился первый этап международного фестиваля моноспектаклей "Моноколь". Точнее…

  • 12 белых клавиш, или моноспектакль биография Рохманинова

    Афиша Roofcinema обещала показ моноспектакля про жизнь Рахманинова на сцене Roof place, а анонс дополнительно интриговал, заявляя об "уникальном…

  • Компромиссы Довлатова-Таранова

    Это было определенно очень по-петербуржски. Или по-ленинградски. Крыша здания на берегу Васильевского, с которой хорошо видна и Нева, и Финский…

  • Почуковщина, постиховщина

    Уже практически закончившийся март стал для меня поэтическим месяцем (относительно других). Чтение Северянина в пробке на границе, продолжилось…

  • Сибирь и Муза

    Несколько лет назад я писал: "удивительно, но на большом и центральном Васильевском острове Петербурга {находится} всего один театр и то…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment