Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Categories:

Не обыкновенное чудо Шерешевского

Знакомые имеют полярное мнение об "Обыкновенном чуде" Петра Шерешевского. Кому-то вот прям очень нравится, кто-то, конечно, вспоминая всем известный фильм, не принимает эту постановку.  Сравнивать фильм со спектаклем вообще хоть и интересная, но глупая идея. А вот с пьесой, с первоисточником, спектакль, как раз сравнивать не только интересно, но и разумно. Сравним.



Фильм Марка Захарова входит в "Золотой фонд отечественного кино", он широко изаестен поэтому не упомянуть о нем не получится. Большой и по большому счету единственной заслугой режиссёра в фильме является кастинг. Хорошее попадание в образы многих героев и конечно актёры - Миронов, Абдулов, Янковский и, прежде всего, Евгений Леонов. Остальное я считаю неудачей. После прочтения пьесы, больше 20-30 минут фильм смотреть не хочется. Пьеса Евгения Шварца намного лучше. Она прекрасна. Идеальный вариант (на мой взгляд), когда читаешь пьесу, а в голове слышится образ и голос Евгения Леонова.
2


Пьеса хоть и необычная по сюжету, но написано просто и легко. Это сказка о любви, где всё хорошо кончается (извините за спойлер). Шерешевский, конечно, не мог поступить, как Захаров и поставить её буквально. Какой в этом смысл? И решил он поступить сложно.
3


Особенностей как минимум две. Одна, это то, что параллельно действию сказки по тексту Шварца проходит своё повествование истории Хозяина в Ленинграде 70-х. Эта линия отображается в проекции титрами.
4


На сцене при этом одновременно происходит действие по Шварцу. И сюжетно эти дае линии часто совпадают. На фото известный эпизод "Ровно в полночь" - знакомство Администратора с Хозяйкой. Многообещающие связи.  Одно плохо - воспринимать титры сложно. Сменяются они относительно быстро, действие на сцене отвлекает внимание на себя. Поди успей за всем!  И эту линию я частично пропустил и потому не всю понял к большому сожалению.
5


Вторая особенность то что, конечно, герои находятся не в Карпатских горах, а в каком то другом месте и времени. В 1990-х.Но, этого мало. Шерешевский добавляет сюра в виде больничной палаты. Хозяйка почти весь спектакль находится в кровати. При этом, текст не корректировали и получается, например, что Хозяйка в больнице говорит, о том что видела утром в курятнике цыплят с 4 ногами.
6


Очень специфичная в Театре Малыщицкого сцена обычно отлично обыгрывается. В этот раз в целом поставлено было всё однообразно и планы практически не сменялись. Многообещающим выглядело окно с витражом лежащим на полу. По ходу спектакля окно трансформировалось, изображения витража даже становилось объёмным, но, увы, видно это было всё не очень хорошо причём с любого места в зале. Не очень удачное решение с таким расположением окна. Не уверен, что из-за особенности зала можно было придумать лучше, но обычно Театру Малыщицкого это удавалось.
7


При этом детали прекрасны и изобретательны. Утончённой красной нитью через постановку проходит лимонный цвет. Колготки придворной дамы, подтяжки первого министра, кофта принцессы, футболка и носки администратора, свитер трактирщика, рюкзак принца, полотенце в больнице и даже подложка ежедневника.
8


А в конце спектакля и цветы, которые размещают в проволочные фигуры героев. Это тоже интересная деталь постановки.
9


Художник Надежда Лопардина.
10


Свет. Свет в спектакле тоже бедный и однообразный. Это специальное решение - над сценой разместили обыкновенные люминисцентные светильники, залив светом из них всё пространство. Я как большой любители светописи разочаровался, но понимаю, что это задумка режиссёра. 4/5 спектакля примерно свет будет именно таким.
11


А вот музыка безоговорочно хороша и интересна. Центральная композиция Losing My Religion - песня 90-х, ведь действие спектакля происходит именно. Звучит так же Hello Dolly c грампластинки. Примечательно, что царя-сатрапа играет здесь Ник Тихонов - композитор Театра. Поэтому царь получился музыкальным. Но, он больше не поёт, а играет. Появляется царь в костюме туриста-рыбака, из рюкзака достаёт балалайку и довольно скоро зажгёт зал чайфовской песней рыбака (со слов царя): "Скорей бы лед встал. Пошел бы тогда на рыбалку. Чего бы поймал - знакомым раздал, не жалко....Ой-йо, ой-йо, ой-йо. Никто не услышит."
12


Сам Ник отлично играет царя, с небольшой хрипотцой в голосе. Это приближает его образ к замечательному Леоновскому, что  с одной стороны привлекательно, с другой стороны вторично. Образы остальных героев решены совсем в другом ключе нежели в фильме. Хозяин в спектакле снова приглашённый артист - Андрей Шимко. Его вязанная кофта перекликается с аналогичной у Янковского, но на этом сходство заканчивается. Хозяйку играет Иланна Некрасова.
13


Принцесса - Юлия Шишова, её я тоже фотографирую в первый раз.
14


Медведь - Алексей Фомин.
15


И неформальная звезда, как обычно, Антон Ксенев воплотивший тут образ братка обыкновенного из 90-х
16-17



Что получится в итоге, если собрать всё воедино. Внезапно сказка со счастливым концом стала драмой, хотя конец в ней и открытый! Шерешевский, сохранив общий ход пьесы сместил радикально акценты от истории одних героев к другим. На естественной смерти в будущем спутницы бесмертного волшебника Шварц не делает большого акцента - это обычная проблематика союза бессмертного и смертной. А в спектакле у Шерешевского этот момент поставлен на первый план и дополнительно усилен болезнью. История молодых здесь несколько маскирует историю Хозяина и только в финале становится понятным про что на самом деле спектакль.
18-19

Рейтинг "Золотой апельсин получился такой
Сценарий, сюжет - 9 баллов из 10.
Режиссура - 9/10
Актёрская работа - 10/10
20


Свет - 5/6
Звук - 6/6
Декорации, реквизит, мизансцены - 5/6

Итого 9,2 дольки - оригинальная, глубокая, многослойная, прекрасная в деталях и в целом сложная инсценировка пьесы Евгения Шварца, в которой Шерешевский не явно расставил другие акценты.
21



Сводный рейтинг спектаклей ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН - полный список
Tags: театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Предприятие Ад на Захарьевской

    Петербургский, родом из Купчино, режиссёр Ахим Вопоп представил новый спектакль "Предприятие Ад" по своей одноимённой пьесе. Творчество…

  • Таланты и поклонники

    У Театра Дождей недавно состоялась важная премьера. Увы, основательница театра и бессменный худрук театра Наталья Никитина сменила недавно земную…

  • Игроки у Моста

    "Не удивил..."."Не удивил!" Каждый может сам выбрать годный для себя знак препинания - восторженное восклицание или задумчивое…

  • Калина Красная

    Перед спектаклем в Балтийском доме "Калина Красная" режиссёра Сергея Потапова я ускоренно штудировал первоисточник. И постепенно…

  • Додин: Братья Карамазовы, 40 лет спустя

    "Мы замахиваемся на очень серьёзную вещь" Л. А. Додин. Из книги воспоминаний Максима Леонидова Идущий сейчас в МДТ спектакль…

  • Трое в театре, не считая Шерешевского

    Пётр Шерешевский для своего родного театра КТМ поставил спектакль «Три» в котором можно угадать отсылку к чеховским «Трём…

  • Глюк в Эрмитаже

    Постановка оперы "Орфей и Эвридика", это сочетание собственно оперы, танцевального ансамбля и гербового зала Эрмитажа. Идея показывать…

  • Моцарт и Сальери Дуровой в Эрмитаже

    Московский “Театр Терезы Дуровой” привёз в Петербург спектакль про Моцарта и Сальери и не куда-нибудь, а в Эрмитажный театр. Обывателю…

  • Струнный ерундопель

    Редко так бывает, что впечатление от просмотра спектакля можно уложить в слово, которым называется сам театр. "Ерундопель какой-то!" - живо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments