Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Categories:

Рождение Сталина, или товарищ Фокин упрощает

Валерий Фокин в Александринке показывает как рождается Сталин. Рождается, в смысле как формируется из бывшего семинариста Иосифа вождь. "Спектакль о духовном, нравственном перерождении, о превращении молодого революционера Иосифа Джугашвили в вождя, об исчезновении человека и рождении тирана." Тирана - так что, товарищи сталинисты, проходим мимо, вам не сюда. Остальным должно быть интересно посмотреть историческую постановку и даже, выражаясь языком кинематографа, байопик. А байопик ли?





В самом описании спектакля на сайте уже наблюдается противоречие. С одной стороны «Мы не следуем буквально документам, фактам. Театр имеет право домысливать, на то он и театр.»,
И одновременно "В основе сценической композиции – исторические материалы".
2


У меня на этот счёт есть сформировавшееся чёткое мнение - да, художник, режиссёр, автор, может сотворить что угодно, но при одном условии - не называть героя повествования реальным именем. Просто диктатор одной большой страны, например. Если же это конкретный исторический персонаж или событие, то нужно рассказывать об этом максимально близко к фактам. Отдельные моменты, которые не сохранились в архивах, можно домысливать, основываясь либо на слухах, либо зная общий контекст, предпосылки, характер героя. Как тот же Радзинский описывает убийство Саввы Морозова в Ницце, утверждая что Коба в тот вечер стоял на шухере в коридоре гостиницы ("Иосиф Сталин. Начало"). Может и стоял.
3


Другое дело Валерий Фокин. Спектакль начинается с небольшого эпизода с мамой Иосифа и его учёбой в семинарии. Затем, бросив иконы, сменив декорации, Коба готовится к экспу в Тифлисе по экспроприации 250 000 рублей (вроде 5 млн долларов на современные деньги) из казначейской кареты. Это центральное событие постановки, в подготовке к нему и последующих событиях и рождается Сталин.
4


Товарищ Фокин упрощает. И искажает.
Этот эксп прошёл 13 июня 1907 года и имел большие последствия для Сталина, потому что экспроприации были запрещены решением V съездом РСДРП в Лондоне. Хотя большевики и не согласились с этим решением, но вынуждены были Сталина отправить от скандала подальше - в Баку. К этому моменту Сталин сумел совершить много дел на Кавказе, как бандитских, так и организационных, отсидеть в Батумской тюрьме, побывать в ссылках и принять участие в заграничных конференциях - в Тампере (1905 год - где и познакомился с Лениным) и Стокгольме (1906 г.), написать несколько программных статей. Его уже называли "Кавказским Ленином". При этом пройдет ещё 4 года прежде, чем сам Коба скажет, что перешёл из подмастерьев в мастера (после ссылки в Сольвычегодск). А дальше насыщенный событиями ключевой 1917-й год. Работа уже в руководстве страной в Москве. Поэтому, делать акцент на одном этом экспе, как на "сталиноформирующем" событии, мягко говоря - сильно преувеличивать.
5


Но это цветочки. Никто из налетчиков того экспа - Камо, Пация Голдава, Степко Кицкирвелли, Аннете Суламидзе, Бачуа Куприашвили, Андрей Чиабришвили, Елисо Ломидзе сразу арестованы не были и избежали наказания. На сцене же Коба плетёт закулисные интриги, используя кровь как инструмент командообразования и преданности революции - для этого одного из товарищей сдаёт охранке и того вешают, отца другого подставляет под пули, третьего (третью - почему то Ольгу, а не Аннету) утешает по мужски.
6


Я сам скорее антисталинист, но тут уж явный перебор. И не стоит это оправдывать художественным видением и стремлением, несколько максимизируя действительность ярче, но точно показать суть главгера. Заявлен же был именно исторический спектакль. Не вышло.

Вот появление в финале в тюремной камере у избитого Джугашвили солидного генералиссимуса Сталина и прочтение им, как бы самому себе молодому, нотаций и напутствий - это хорошее творческое допущение и приём. Это было интересно и к месту.
7


Во всём остальном спектакль прекрасен, сделан очень сильно и профессионально. Большой бюджет, большая и технически совершенная сцена позволили сделать интересные, детализированные декорации и менять их как сцены в кино. Комнатка и церковь в Тифлисе, потом квартира, луг, кладбище, тюремная камера. Очень большая и скрупулезная работа.
8-9



Декорации меняются прямо по ходу спектакля, антракта нет.
10-11



Но пару раз занавес опускался и на сцену выбегали мальчишки-газетчики орущие по грузински. В деталях спектакль прекрасен.
12-13



Костюмы:
14


Конечно, свет тоже разнообразен: богат и насыщен.
15


И музыка тоже. Отдельное спасибо, что хоть песня Сулико и звучала, куда же без неё, но только один раз и не стала центральной музыкальной композицией.
16


При этом, каких-то оригинальных сценических ходов, неожиданных моментов нет. Да и зачем, если есть всё вышеперечисленное. Фокин ставит очень классический спектакль в этом смысле.
17


Актёры. Актёры молодцы.
18


Владимир Кошевой сыграл молодого главного героя Иосифа Джугашвили, а Сталина показал Пётр Семак. Остальных актёров смотрите по ссылке выше.
19-20



В итоге по рейтингу Золотой Апельсин получается такая картина.
Сценарий - 7 баллов из 10 из-за исторической недостоверности и даже подмены. Вообще, хотел поставить и 5-6, но решил накинуть 1 бал за то, что смотрится действие хорошо, не провисает, интригует. Вот назвали бы спектакль "Рождение диктатора" и в главной роли был бы, допустим, некий Юсуф Талин поставил бы и не менее 9 баллов.
21


Режиссура - 9/10 Немного оригинальных ходов не хватило.
Актёрская работа - 10/10
Свет - 6/6
Звук - 6/6
Декорации, реквизит, мизансцены - 6/6
22


В итоге 9,2 дольки. "Рождение Сталина" - очень зрелищный и очень спорный, с исторической точки зрения, спектакль про то, как формировался диктатор.
23


Сводный рейтинг спектаклей ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН - полный список
Tags: театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Плохая Магда

    Бывают спектакли, которые становятся интересны с первого слова. Магда. Не очень интригующе? А если Магда Геббельс? И это Плохой театр - удивительное…

  • Мимигранты в Нью-Йорке

    В афише Мимигранты обещают показать Нью-Йорк О'Генри в стиле бурлеск. Что ж, пожалуй О'Генри можно назвать американским Зощенко, а Зощенко в…

  • ASTRUM NATALE

    Наберите в Ютьюбе что-то вроде "космос 4к" и вы обнаружите видео, которые очень любят продавцы и производители телевизоров и мониторов.…

  • Vokrug Сашиных сказок

    В Петербурге прошёл II передвижной Фестиваль негосударственных театров Санкт-Петербурга. В нём приняли участие профессиональные независимые…

  • Как Зоя гусей кормила на Васильевском

    В постановке "Как Зоя гусей кормила" режиссёр Денис Хуснияров ставит с одной стороны по сюжету классический прямолинейный спектакль и…

  • Бред это хлеб

    Режиссёрские эксперименты Марии Пальницкой продолжаются. И усложняются. В этот раз на камерной сцене Арт-Музы был поставлен красочный и сложный бред.…

  • Заводной золотой апельсин

    Переходы между текстом спектакля и интерактивом с залом в спектакле "Заводной апельсин" Театра Малыщицкого происходят бесшовным способом.…

  • Мрамор и ванна

    Вместо 460 слов для этой рецензии можно было использовать только фотографии. Алиса Олейник устойчиво у меня ассоциируется с необычными и визуально…

  • Безрукий из Перми

    Продолжается сериал под названием "Гастроли МакДонаха из Перми в Петербурге". Как-то я писал, что было бы здорово, если "Театр У…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments