Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Category:

872 дня включая 124 субботы

Традиционно 8 сентября и 27 января в Петербурге особо показывают спектакли рассказывающие о Блокаде Ленинграда. А я традиционно их смотрю. В этот раз в Театре "Суббота". Постановка с понятным, хоть и немного оригинальным названием "872 дня. Голоса Блокадного города" Всё же цифра 900 более известна в этом блокадном контексте. Режиссёр Татьяна Воронина взяла за основу "Блокадную книгу" и множество других дневников составив из них книгу блокадных голосов объёмом в 872 страницы.




Взять дневники и на основе их сделать рассказ - приём не новый и популярный. Два предыдущих просмотренных мной "блокадных" спектакля были ровно с такой же концепцией. И хотя режиссёр-постановщик Мария Пальницкая в своей "Блокаде" взяла за основу дневник Гали Зимницкой, но особенно не скрывала, что дневник был отредактирован и дополнен материалами из других источников. А "Гетакомба. Блокадный дневник" Яны Туминой, так тот просто является богато иллюстрированным дайджестом блокадных историй, хоть в основе и история архитектора Льва Ильина.
2


И постановку Ворониной хочется сравнивать именно с "Гетакомба", потому что это оба дайджеста со вкусом и стильно поставленные. Только в разных форматах - у Туминой большой широкоформатный журнал, у Ворониной книжка.

Татьяне Ворониной, наверное, было много сложнее использовать все средства художественной выразительности. Техническое оснащение и размер сцены у Театра на Литейном и в Субботе, мягко говоря, разное. Я писал уже в рубрике "Театр2ТочкиЗрения"; про особенности зала "Субботы" - он вытянутый и узкий, к тому же со столбами. Постановщики в этом спектакле решили проблему так - сделали прозрачный "стеклянный" куб. Точнее 2 стороны обращённые к зрителю прозрачные, третья зеркальная мимикрируя под стекло, ну и задник  - кирпич. Таким образом, зрители сидящим на первых местах (примерно с 1 по 10) всё происходящее видят. И даже колонны, задекорированное в чёрное кажется не мешают, а помогают.
3


Но, это только по началу кажутся. Всё равно мизансцены в целом ориентированы по центральной оси куба и актёры часто перекрываются колоннами, нарушается гармония. Но, тут уж никак иначе. Пожелаем Субботе новую современную и комфортную площадку - этот театр достоин самой лучшей.
4


В кубе 10 актёров играющих жителей блокадного города. Каждый по очереди рассказывают свою историю. Поставлено здорово - где то читают речитативом, где-то медленно. Слушать и смотреть интересно. Из озвученного были для меня новые и интересные моменты, но по какой-то причине некоторые важные моменты не прозвучали. Вот герой Юря Рябинкина, борется с самим собой:

"Какой я эгоист! Я очерствел, я... Кем я стал! Разве я похож на того, каким был 3 месяца назад?.. Позавчера лазал ложкой в кастрюлю Анфисы Николаевны, я украдкой таскал из спрятанных запасов на декаду масло и капусту, с жадностью смотрел, как мама делит кусочек конфетки (...) и Ирой, поднимаю ругань из-за каждого кусочка, крошки съестного... Кем я стал? Я чувствую, чтобы стать таким, как прежде, требуется надежда, уверенность, что я с семьей завтра или послезавтра эвакуируюсь, хватило бы для меня, но это не будет. Не будет эвакуации, и все же какая-то тайная надежда в глубине моей души. Если бы не она, я бы воровал, грабил, я не знаю, до чего дошел бы. Только до одного я бы не дошел – не изменил бы. Это я знаю твердо. А до всего остального... Больше не могу писать – застыла рука."

А этих слов не было - только небольшой фрагмент про конфеты. А сам трагический исход истории Юры? Тоже нет. Бесконечные очереди, бюрократия, литерные талоны спецпитания соседей по коммуналке, криминальные личности в подворотнях. Конечно, и без этого трагедий в рассказах была много. Но всё же мне именно в текстовой компоненте нерва не хватило.
5


Но, нерв у постановки был - обстановка, реквизит, актёры, свет, музыка добавили недостающих эммоций. Почему-то главной музыкальной темой выбрана "Сулико". С некоторых пор эта мелодия у меня прочно ассоциируется со Сталиным, который прямого отношения к Блокаде не имеет. И это удивляло и немного сбивало. Но, в целом музыкальное оформление хорошее. Более того, нерв спектакля создавало преимущественно оно, а не сами дневники.
6


По свету, кстати, было одно интересное решение. На переднее "стекло" спроецировали видеоизображение. То ли техника подвела, толи так и было задумано, но что показывали было не разобрать - видно, что нечто ч/б. Ну и явно, это не был чаплиновский Великий диктатор, а блокадная хроника. И это не важно - атмосферу и картинку этот эффект создавал. Более того, отражение объектива на поликарбонате напоминал рисунок разбитого пулей стекла. Если это было сделано специально, то сильный ход.

И концовка у спектакля отличная, как и сама идея 872 дня - 872 страницы.
7


Итак, по рейтингу "ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН" получаются следующие баллы:
Сценарий - 9 из 10
Режиссура - 10 из 10
Актёры - 10 из 10
Свет - 6 из 6
Звук - 6 из 6
Декорации и реквизит, костюмы, мизансцены - 6 баллов.

Итого 9,8 дольки малый ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН. "872 дня. Голоса Блокадного города" - выразительный сборник блокадных судеб.
8


"БлокАда" - ТЕатриК, реж. Мария Пальницкая 10,0 долек ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН  - https://2dar.livejournal.com/185244.html
"Гетакомба" Театр на Литейном, реж. Яна Тумина, 9,6 долек  - https://2dar.livejournal.com/169282.html
"Юра" ТП Точка, реж. Роман Каганович - https://2dar.livejournal.com/31237.html
"Парень из прошлого" ТЮЗ реж. Семён Серзин https://2dar.livejournal.com/49802.html
Tags: театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Vokrug Сашиных сказок

    В Петербурге прошёл II передвижной Фестиваль негосударственных театров Санкт-Петербурга. В нём приняли участие профессиональные независимые…

  • Как Зоя гусей кормила на Васильевском

    В постановке "Как Зоя гусей кормила" режиссёр Денис Хуснияров ставит с одной стороны по сюжету классический прямолинейный спектакль и…

  • Бред это хлеб

    Режиссёрские эксперименты Марии Пальницкой продолжаются. И усложняются. В этот раз на камерной сцене Арт-Музы был поставлен красочный и сложный бред.…

  • Заводной золотой апельсин

    Переходы между текстом спектакля и интерактивом с залом в спектакле "Заводной апельсин" Театра Малыщицкого происходят бесшовным способом.…

  • Мрамор и ванна

    Вместо 460 слов для этой рецензии можно было использовать только фотографии. Алиса Олейник устойчиво у меня ассоциируется с необычными и визуально…

  • Безрукий из Перми

    Продолжается сериал под названием "Гастроли МакДонаха из Перми в Петербурге". Как-то я писал, что было бы здорово, если "Театр У…

  • Кроткие и психоанализ

    Постановка классических произведений в современных декорациях нашего времени даёт разные эффекты. Иногда это просто аттракцион, иногда умелый способ…

  • Чёрное/белое/гениальное

    Потрясающие открытия иногда совершаешь благодаря театру. Спектакль "Чёрное/белое" поставлен по почти одноименному роману Рубена Гальего и…

  • Шукшинские чудики

    Если сибиряки из Северска (под Томском) привезли на фестиваль LOFT-2021 сложный драматический спектакль, то их соседи из новосибирского…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments