Перед спектаклем, во вступительном приветственном слове, режиссёр и худрук театра Виктор Панов, сделал ремарку про то, что вообще Петербург хорошо знаком с постановками по Фёдору Абрамову благодаря Льву Додину. Но, несмотря на это и архангелогородцам есть что показать. А именно спектакль "Деревянные кони" поставленный сразу по трём произведениям: "Пелагея", "Алька" и сами "Деревянные кони".
2
"Деревянные кони" это такой театральный трейлер к постановкам деревенской прозы. За относительно небольшое время два часа с небольшим показали два рассказа. Перед спектаклем мне было интересно, как объединят сюжет этих рассказов. Точнее "Деревянных коней" и дилогии "Пелагея-Алька". Оказалось что никак - до антракта про Милентьевну, после про пекарку и её дочь. Ну, тоже вариант.
3
В целом вся постановка получилась такой - по верхам, быстро-быстро. Конечно, так получится, если в 130 минут уложить три рассказа, каждый из которых, по хорошему, стоит 3-рех часового спектакля.
4
Первая часть про Милентьеву из Пижмы мне показалось относительно скучной, вторая про Альку и её мать более живой. А ведь Кони это второй "Матрёнин двор" - показ тяжёлой судьбы русского крестьянства в 20 веке на примере одной крестьянки.
5
Тяжёлая доля была и у Пелагеи, но всё же красок и музыки этот рассказ содержит гораздо больше и в целом мне понравилось увиденное после антракта. Но, я не уверен, что человек не читавший Абрамова всё поймёт и уверен, что глубины отдельных сцен он не ощутит.
6
"Больше полугода готовилась Анисья к этому празднику. Все, какие деньги заводились за это время, складывала под замок. Сама, можно сказать, на одном чаю сидела. А стол справила — пальцев не хватит на руках все перемены сосчитать. Три рыбы: щука свежая, речная, хариусы — по фунту каждый, семга; три каши, три киселя; да мясо жирное, да мясо постное — нельзя Павлу жирного есть; да консервы тройные. И вот сердце загорелось — все выставила. Нате, лопайте! Пускай самые распоследние гости стравят, раз свои побрезговали. "
Это в книге. А в спектакле Анисья примерно с этими словами просто быстро раскатала три рулона бумаги символизирующих обильный стол. Красиво бесспорно, но вот глубины сожаления этой ситуации сцена не передаёт. Как и рассказ про накопление тканей Пелагеей.
7
Поэтому, если рассматривать эту постановку, как некую презентацию творчества Амбрамова, то всё становится на свои места. Общее впечатление передали. Более того нельзя сказать, что сделали это совсем скромно. В спектакле используется богатый выразительный свет.
8
Присутствует музыка, отлично показали танцы в деревенском клубе, к примеру. Декорации хоть и однообразны, но оригинальны и позволяли разнообразить мизансцены. При этом, не забываем, что это гастроли, а значит есть ограничения с транспортом. Есть много интересных сценических приёмов. Костюмы тоже хороши и удачны.
9
Так же, хоть это и выездной показ, но актёров и актрис играет в спектакле много. Играют они по разному. Исполнители главных ролей хороши. Но в целом актёрская игра получалась, как-то уж слишком "на показ", демонстративной. Переигрывали.
10
Каков итог. В этот раз узнать путём расчёта театральный рейтинг по системе ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН мне и самому было интересно, потому что однозначного точного впечатления у меня не сложилось. А само знакомство с новым творческим коллективом однозначно считаю удачным и будучи в Архангельске точно вечер провёл на Логинова, 9 - тем более, посмотрите какое у них прекрасное здание!
11
СЦЕНАРИЙ - если готовился тизер, то 10 из 10, если нет, то 6 из 10. Поставим среднюю 8 из 10.
РЕЖИССУРА - 9 из 10
АКТЁРЫ - 8 из 10
СВЕТ - 6 из 6
ЗВУК - 5 из 6
ДЕКОРАЦИИ - 6 из 6
Итого 8,8 долек. "Деревянные кони" Архангельского молодёжного театра - театральный трейлер деревенской прозы Фёдора Абрамова.
12
ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН" - мой частный театральный рейтинг. Спектакли оцениваются по 6 категориям: Сценарий/Режиссура/Актёры/Свет/Звук/Деко