Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Category:

Тополя на ветер

Известный мем про суровых челябинских мужиков, в данном контексте хочется переделать. Драматурги из атомного города Северск настолько интеллектуальны, что считают, что их постановкам не нужна пояснительная бригада. А зря. Это обзор очередного спектакля фестиваля LOFT-2021 - "Тополя и ветер" "Молодёжного театра "Наш мир" город Северск.




Город Северск, это бывший Почтовый ящик № 5. В закрытом до сих пор городе Атомпрома, расположенном менее чем в 20 километрах от Томска, имеется несколько театров.  "Наш мир" создали братья  Виктор и Геннадий Шошиными в 1991 году на основе известной в Северске и не только шоу-группы «Дублёры звёзд». Спектакль "Тополя и ветер" поставлен был в 2019 году. Как это часто бывает у небольших творческих коллективов, часть авторов постановки входят в штат сторонних театров. Так в постановочную бригаду вошли: режиссер-постановщик — Руслан Нанава из "Театра на Васильевском", художник-постановщик — Николай Слободяник (главхуд «Мастерская»), художник по свету — Валентин Бакоян (Ярославский ТЮЗ). Так что, для "Театра на Васильевском", это в некотором смысле не чужой спектакль.
2


Это постановка пьесы современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса «Ветер шумит в тополях». Разговоры между тремя ветеранами 1-й мировой войны, которые находятся в доме престарелых (интернате). В постановку заложили столько скрытых смыслов, ассоциаций, аллюзий и иллюзий, сколько нейтронов у плутония-239. И только меньшая часть из них открывается во время просмотра, другая же часть без пояснительной бригады не познается никогда. И это не тот случай, когда нужно знать первоисточник - французскую пьесу.
3


Смотрите сами - дальше будут спойлеры, но их не нужно бояться, здесь они просто необходимы. Ветераны располагаются на ступенчатой конструкции в белых хитонах, как греческие философы. Возлежат на ступенях, как тюлени и смех их решили сделать «тюленьим», который постановщики видят трогательным и беззащитным. Сами актёры молодые, что показывает состояние души героев. Ступени же сделали некомфортной высоты - 40 сантиметров и когда шагаешь по ним, то положение тела искажается, что внешне выглядит, как старческая немощь. Актёры временно как бы уходят со сцены через (медицинские) весы - это инструмент древнеегипетского царя загробного мира Анубиса, которым он взвешивает на суде Осириса души, сопоставляя их вес со священным пером богини справедливости Маат. Именно это перо подбрасывает в воздух один из героев в начале и конце спектакля. В зависимости от результата душа будет либо сожрана чудовищем, либо оправдана и отправится в рай, где вечно цветут поля (в данном случае, где «ветер шумит в тополях»). Ну, а то что режиссёр превратил бронзовую скульптуру пса из пьесы в древнеегипетского "живого" бога, вполне очевидно и так, как и финальный аккорд с лодкой. А вот то, что актёры проигнорировали поклоны по залу было видно, что не понял никто: люди ждали, нерешительно хлопали, мялись и неуверенно пошли потом на выход несколько раз оборачиваясь. Но ветеранов же Анубис увёз на своей лодке, какие тут вам ещё поклоны? "Умерла, так умерла". Однозначно, есть и ещё подтексты - так ч/б ТВ с кинескопом из 60-х, но современным корпусом, сделанным  под стиль ретро и показывающий белый шум, я не узнал символ чего, например.
4-5

Зато пожилая зрительница справа от меня почти весь спектакль сокрушалась, зачем она пришла сюда и как бы уйти (но антракта-то нет, что, наверняка, тоже символ). Да и я был несколько раз близок к тому, чтобы выразить ей солидарность - динамичной, захватывающей постановку не назовёшь. Разговоры и сюжет довольно философичны и полны символизма. Вот если бы знать про вот это вот всё, было бы в стократ интересней. Странное, но смелое решение режиссера.
6


Оценки по рейтингу "ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН". Сценарий 8/10. Обыграли пьесу хорошо, но затянуто и нудно.
Режиссура - 8/10 Супер задумка, но без пояснений не обойтись.
Актёры - 10/10 Ветеранов играли Андрей Гусев, Максим Шмелев и Андрей Губин. Отличные и сложные работы. Артем Терсков безмолвно, но вполне выразительно сыграл Анубиса, удивляюсь его выдержке.
7


Свет - 6/6. Световая картина вначале была простая и статичная, потом разыгралась, разгорелась.
Музыка - 5/6. Плохо помню, если честно, значит не задела. Хотя песня "Тополя" органично и красиво подошла. Поэтому 5 из 6.
Пространство и костюмы - 6/6.
8


Итого 9,0 долек. Спектакль "Тополя и ветер" Руслана Нанавы содержит столько скрытых смыслов, что без разъяснений не обойтись, а их нет.
9

Tags: гастроли, спек, театр
Subscribe

Posts from This Journal “гастроли” Tag

  • Первая Васса от Сергея Федотова

    Продолжаем обзор спектаклей Фестиваля LOFT-2021. Продолжаем обзор спектаклей пермского "Театра "У Моста". Оба утверждения истины.…

  • Кошка на раскалённой крыше LOFT`a

    В Петербурге проходит театральный фестиваль - LOFT, организованный "Театром на Васильевском"! Открыл его тремя спектаклями по пьесам…

  • Палачи У Мόста

    Пермяки снова с гастролями в Петербурге. В своей последней рецензией я писал "Хочется, чтобы "У Моста" приехал сюда на 8-дневные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments