Краткая историческая справка. Биржевой мост построили после открытие Путиловым морского порта на Гутуевском острове (см. Большой порт Санкт-Петербург с разных точек зрения) в 1894 году. До конца 1950-х годов, то есть примерно 65 лет мост находился в створе Зоологического переулка и выходил непосредственно к Ростральным колонам и Бирже. Это был деревянный трапецеидально-подкосный мост с 25 пролётами из которых средний был 14-метровым двукрылым разводным. Длина моста составляла 326 м, ширина изначально — 18,7 м. В 1930 и 1937 гг. мост расширялся, деревянные пролёты были заменены на металлические.
Мост назвали Биржевым, а в 1918 переименовали в мост Строителей (подразумевалось коммунизма).
2
В конце 50-х гг. мост полностью переделали и сдвинули на 70 метров ниже по течению. Новый мост состоит уже из 5 стальных сварных пролётных строений. Разводным пролётом так же является центральный - он двукрылый 53 метров шириной.
3
Для придания симметрии всему ансамблю стрелки ВО мост укоротили на 87 метров, для чего понадобилась на Петроградской стороне сделать насыпь и сформировать современную площадь Лихачёва. Мост стал и шире на 10 метров - 27 м между перилами.
В 1989 году мост переименовали обратно в Биржевой.
4
Спустимся внутрь. Здесь в отличии от Троицкого и тем более моста Александра Невского всё достаточно компактно. С поверхности спускаешься примерно на один этаж и попадаешь на внутренний коридор под мостом.
5
Механизм развода здесь не гидравлический, а механический. Его обеспечивают 4 вот таких электромотора, которые через систему шестерён приводят в движение пролёты. Поэтому разводка проходит относительно не быстро - около 8 минут. Наводка чуть быстрее - 7 минут. Сравните время, например, с разводкой куда более массивного пролёта моста Александра Невского на которую уходит около 4 минут, а у Троицкого 6, но при двух из четырёх работающих двигателей.
6
На новом мосту бетонную плиту на проезжей части меняют на металлическую, она полегчает на 1/3. Повысится ремонтопригодность и вся конструкция облегчится. Поэтому, полностью уберут средний противовес. В освободившееся пространство смонтируют гидропривод и цилиндры. То есть, технически при реконструкции поменяется всё. Время разведения сократиться до 3 минут.
7
Конструктив останется прежний. Все продольные балки - короба, останутся прежними, как и опоры.
8-9-10
Конечно, будет больше камер - сейчас их 4, поставят 10. Пультовая и старший механик Биржевого моста - Дмитрий Майоров в левобережной опоре.
11
Процесс весь компьютеризирован и его даже можно было бы сделать дистанционным (внутренняя сеть Мостотреста к публичному Интернет доступа не имеет, конечно), но необходимости в этом нет.
12
Верхний габарит Метеоров проходит под пролётами в считанных сантиметрах.Подмостовой габарит 5.8 метра
13
Перила с нептуновскими трезубцами просто обновят - почистят и покрасят.
14
Внешне мост после реконструкции не должен измениться. Всё затевается для увеличения скорости разводки и улучшения ремонтопригодности пролётов. Итоговое время разводки с учетом времени на перекрытие движения составит около 10 минут. На это и затратят почти 2.4 млрд. рублей. Сам механизм заменят к маю - почти не ограничив навигацию 2022, а вот пешеходам и автомобилистам придётся страдать около года - до осени 2022. Время для горожан предстоит тяжёлое, но нужное.
15
см.
Троицкий мост - Как нас разводят (от лица Троицкого)
Мост Александра Невского - Как нас разводят II (от лица Невского)