Основная функция нефтебазы понятна - складирование, хранение и перегрузки нефтепродуктов. Это оптовый склад.
Груз, нефтепродукты, на нефтебазу Ручьи преимущественно попадает двумя способами. Это отдельный нефтепродуктопровод от НПЗ в Киришах и. прежде всего, железнодорожным транспортом - на территории базы находиться ж/д станция Ручьи. Нефтебаза способна одновременно разгрузить 32 ж/д цистерны с топливом: 16 со светлыми нефтепродуктами (бензинами) и 16 с дизельным топливным.
После подачи состава количество топлива в цистернах проверяют тепловизорами. Так же проверяют, конечно, сохранность пломб.
Слив происходит снизу
К сливному патрубку цистерны присоединяют УСН - устройство нижнего слива - такие вот трубы раскладывая их.
Здесь нужно сделать важное пояснение. Все слитые нефтепродукты одной марки (92-бензин, 95-й и т.д.), с разных вагонов и даже составов попадают далее в один и тот же резервуар. ПТК-терминал, который является хранителем нефтепродуктов, выдаёт владельцу код хранения, по которому он и получает своё топливо.То есть "физически" это не то топливо которое было в цистерне при поступлении. Нефтебаза, это как банк: принимает ваши деньги на хранение и после выдаёт вам их обратно купюрами с другими номерами.
Из этого следует очень важный практический вывод: если какая то компания уверяет вас, что на их АЗС топливо с какого-то супер НПЗ, то не верьте - на нефтебазах всё перемешивается в одной
Слитое топливо через насосную станцию по флейтам поступает в резервуары для хранения. Флейтами называют многочисленные трубопроводы на территории базы по которым перемещаются нефтепродукты. Насосная станция сейчас это полностью автоматизированная и компьютеризированная система.
Непосредственное хранение топлива осуществляется в танках - их можно видеть на заглавном фото. Танк представляет собой цилиндрический резервуар выкрашенный в белый цвет для уменьшения нагрева. В танке плавает понтон накрывая всю поверхность зеркала для уменьшения испарения. Кстати, говоря стандарты СССР допускали 0,8% потеря на испарение, но современные российские стандарты исключили этот процесс. Для нас, северо-западного региона, испарение не такая большая проблема, а в юных регионах сооружают отдельные системы рекуперации.
5 датчиков температуры на разных уровнях позволяют отслеживать температуру.
Танки организованы в группы по 4 танка т.н. каре. Это вопрос безопасности: каре имеет единый бетонный фундамент с бортиком предотвращающий разлив топлива в случае нарушения герметичности танка. Ниже, на скриншоте с Гугл.мэпс это хорошо видно. Обратите внимание на 4 коричневых вскрытых танка - именно эти танки изображены на заглавной фотографии уже после ремонта и модернизации. Вообще ПТК серьезно модернизирует всю инфраструктуру нефтебазы и за последнюю пятилетку практически полностью завершила этот процесс.
Чуть левее танков на фото насосная станция в виде серого прямоугольника, а на самом левом краю ж/д нитка.
Серые прямоугольники чуть правее и выше каре - это АСН - о них дальше.
Сейчас на нефтебазе работают 3 каре. В каждом танке по 5 000 "кубов" топлива ( 5 млн. литров) Итого в каре 20 тыс кубов, а всего на базе 62 тыс. кубов в танках.
Отпуск нефтепродуктов в автоцистерны осуществляется на АСН - автоматических станциях налива. И полуавтоматических. Станция позволяет наполнить автоцистерны верхним наливом и нижним. Одновременно, по текущим стандартам, происходит сбор испарений и отправка в систему рекуперации. Частично их используют для технических нужд.
Нижний налив считается предпочтительным из-за меньших потерь на испарение.
И вот здесь, на АСН, происходит очень важный процесс: добавка фирменных присадок, которые делают топливо каждой фирменной станции "уникальным и неповторимым". О
С присадками дело обстоит следующим образом. Присадки увеличивающие октановое число добавляются на НПЗ и сейчас это только метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) и монометиланилин (ММА). Других вариантов официальных нет. Неофициальные, конечно, есть, но крупные нефтебазы и АЗС с ними не работают - репутационные риски, вложения в инфраструктуру много выше, чем выгода от работы с леваком. Но, об этом чуть ниже. Присадки которые добавляют на АСН, это т.н. маркетинговые присадки. Лучше не читать рекламные буклеты того же ПТК, Несте, Шелла, Лукойла, ТНК и прочих, а ознакомиться с независимыми тестами профильных изданий - например, "Авторевю". Из них можно узнать, что единственный вклад этих присадок - моющий. И существенен он только на высокофорсированных, современных двигателях. Ну, а если вы продолжаете считать, что заправившись "там то", ваш автомобиль полетел, то это к психотерапевту. Хотя временное "тупление" при радикальной смене топлива (92<->95), если позволяет это ваш ДВС, возможно и связано оно с перенастройкой ЭБУ ("мозгов") на новые свойства топлива.
Теоретически присадки ещё можно добавлять на АЗС - но там сложно обеспечить равномерное их размешивание, а так же стабильность качества (состава). По-этому серьезные компании так не поступают.
Ну и наконец, нефтебаза в ответе за тот продукт, что хранит. На входе и выходе нужно строго контролировать качество, соответствие его ГОСТу. Это осуществляется в Испытательной лаборатории топлива. Здесь в Ручьях ПТК сформировала очень мощную лабораторию, "5 класса" по евроклассификации - сопоставимую с лабораториями НПЗ и одну из лучших в Европе. Лаборатория позволяет осуществит полный цикл необходимых исследований.
Стоимость всех этих "спектрофотометров" и центрифуг довольна высока. Однако самые дорогие в лаборатории этот вот эти вот одноцилиндровые ДВС с изменяемой степенью сжатия - это установки для определения октанового числа. ОЧ измеряют, как известно, двумя способами - исследовательским и моторным. В первом случае установка работает в относительно щадящем режиме, а во втором с полной отдачей. Международные нормы и ГОСТ Р 51105-97 требует от бензина АИ-95 октанового числа не меньше 95 единиц и не ниже 85 по моторному методу (АИ-98 - 98/88). Так вот, стоят эти установки, отечественного производства, около 15 миллионов рублей каждая.
Установки универсальны и позволяют проводить испытания по разным методам. Никаких других вариантов определения ОЧ нет - не верьте в экспресс-полоски и прочее.
Полный анализ топлива стоит сейчас около 25 -30 тыс рублей и длится около суток.
Говоря про качество топлива нужно сказать следующее. С одной стороны в Петербурге топливный рынок, пожалуй, самый стабильный по качеству в России. В столице обстоят дела несколько хуже, а далее чем южнее, тем ситуация ухудшается. Это не является большим секретом. Само Минэнерго приводит данные о 6 миллионах тонн "левого" бензина" который получается путём добавления "китайского порошка" - несертифицированных антидетонационных присадок и прочих "улучшайзеров", а так же "левым" перегоном и прочее. Это всё в основном в южных регионах. Причина по которой эта ситуация существует объясняется тем, что в России наблюдается сильный дефицит высокооктанового топлива. И если "убрать" эти 6 миллионов тонн с рынка, то никто восполнить их не сможет. Ну и коррупция.
На Северо-Западе есть другая проблема: по данным "Транснефти" на нефтепроводах Ленобласти ежегодно похищается около 7000 тонн топлива. Это несанкционированные врезки, которые ко всему прочему образуют иного целые нефтяные озёра, что приводит и к экологическим проблемам. Ворованное топливо потом реализуется через бензовозы в лесу или на трассе, пластмассовые модули где то "за забором" - всё зависит от наглости продавцов и "крутости" их "крыши". Недавно была ликвидирована такая "левая АЗС" в Шушарах выдающая 30 кубов левака в сутки. Всё это не относится к бензинам 92 и выше, так как почти никто из частников не поедет, условно "в лес" заправляться, а значит "игра не стоит свеч". Но, платить за украденное топливо всё равно приходится всем потребителям так как это дополнительные расходы включаются в цену - примерно плюс 50-60 копеек за каждый литр.
Заправившись проверенным топливом автоцистерны отправляются на АЗС. Здесь относительно всё просто. Топливо из цистерны сливается в резервуары расположенные под крышей АЗС. Объём бака может доходить до 50 кубов (50 000 литров). Есть АЗС содержащие суммарно 200 кубов топлива и больше - такие уже называют "микронефтебазы". Странно, но "защиты от дурака" на этой стадии не предусмотрено и чисто теоретически водитель-оператор может перепутать горловины и залить в бак с АИ-92, бензин марки 95. Получится т.н. "компот" (ещё одна причина возникновения "компота" это плохо промытая цистерна после смены перевозимого топлива). АЗС в полной мере несёт ответственность за это, но, по словам специалистов отрасли, такое происходит очень редко
Непосредственно в ряду ТРК находится ещё один "ящик" в котором виден патрубок бака, метрошток - щуп которым можно проверить уровень топлива.
Каждый потребитель и проверяющие органы вправе потребовать у сотрудников АЗС т.н. "мерник" "на подачу" - им контролируют точность налива. Использованную пробу потом обратно сливают через этот патрубок обратно в бак. У компании ПТК все технологические операции компьютеризированы, что позволяет осуществлять мониторинг в режиме "он-лайн" объёмы всех баков на 150 АЗС, а так же танков на двух нефтебазах..
ПТК до недавнего времени ориентировалась почти полностью на корпоративный сектор и занимает и сейчас на нём лидирующие позиции. Однако в прошлом году было принято правильное, на мой взгляд, стратегическое решение увеличить долю розничного сегмента в структуре выручки компании. Поэтому дизайн и логотип дошедший до нас ещё из 90-ых наконец-то обновился силами белорусских дизайнеров и стал относительно современен. 150 автозаправочных станций компании обеспечивают сейчас 70 000 заправок ежесуточно.
На фото генеральный директор ПТК Андрей Михеев на фоне ребрендированной АЗС.
Со слов Андрея Михеева маржинальность розничного сегмента - АЗС невысока и составляет несколько процентов. А самая большая доля в структуре розничной цены у акциза - около 70%. Этот факт, а так же то, что качество топлива на всех АЗС почти одинаковое, заставляет развивать попутный бизнес в виде магазинчиков по продаже разной сопутке, а так же кафе. Отчасти это можно подтвердить размерами скидок на АЗС: как правило у всех операторов скидки на топливо не превышают 3%, а на "кулинарию" и "сопутку" могут доходить до 10% и даже больше. Мы приближаемся в этом смысле к европейской ситуации, где ТРК зачастую всего лишь способ привлечения клиентов в магазинчик или кафешку.
Традиционно итожа, можно сказать, что заправляться нужно на известных и брендированных АЗС и неважно на каких именно. В выборе скорее обращайте внимание на инфраструктуру, удобство расположения и сервис. Если это соблюдаете, то относитесь скептически к словам сервисменов из СТО о причинах проблем с автомобилем в виде некачественного топлива (особенно у гарантийных автомобилей). Здесь хороший совет сразу связывать СТО по телефону горячей линии с АЗС - при этом, как правило, большинство претензий снимается сразу.
Благодарю за помощь spbblog, компанию "ПТК" и лично Андрея Михеева.