Череда событий связанная с фудфото неожиданно продолжается. Не успел я познакомиться с Иваном Забавниковым, а потом с polu4el Дмитрием Сытником. как случай привёл меня в ресторан Steak Story, где работал Александр Лебедев с блюдами шефа Александра Жидкова. Это не был мастер-класс или лекция, просто Александр фотографировал блюда и на это можно было посмотреть (ну и задать возникшие вопросы, конечно). Народу было немного, тихо, спокойно и получилось интересно.
Вот какие особенности я для себя отметил.
1) Александр Лебедев работает с очень крутой техникой. Среднеформатный Хасельбланд с макрообъективом (стоит как
2) Если в случае с Иваном Забавниковым, да и Дмитрием Сытником отчасти тоже, мы говорили про фудфоны и на съёмке был отдельный реквизит: цветуёчки, скатерти, столовые приборы, свечки и т.п., то здесь это всё отсутствовало. Правда, сам стол в ресторане был с очень фактурной деревянной столешницей, но пожалуй и всё. Остальное это просто тарелка и черная подложка иногда просто что попадётся под руку, например лист меню. Почему так? Смотри пункт 1: средний формат и макрообъектив позволяет снимать крупные и очень крупные планы. Мясо, например, всё такое сочное и розовое получается, что кушать хочется сразу ("фудпорно" как оно есть). И зачем снимать его из далека? А значит, все сторонние аксессуары либо не влезут в кадр либо будут расфокусированы до неузнаваемости.
и картинка в итоге с экрана Мака.
3) Вместо этого композицию Александр строил из самого блюда. Здесь важно отметить, что кухня у ресторана авторская и фотографирование происходило не для меню. Поэтому, фактически над самим блюдом работают и шеф и фотограф в равной степени., одновременно и совместно.
Вот на серии фото, чуть выше видно, что на финальной картинке появилась соль, розмарин, чеснок - это всё поставил и расставил Лебедев.
Ещё примеры. Вот так выглядело блюдо от шефа - это кусочки тунца сверху которых находится очень интересно приготовленный баклажан.
Но, баклажан не очень долго продержался и был уволен, как занимающий много места и закрывающий собственно тунца. Тунца, кстати, тоже стало меньше на один кусочек, но был добавлен соус...
АЛ: -давай ещё семена
АЖ -тебе какие чёрные?
АЛ -и белые
Но, для завершения , что то не хватает. Вот так лучше:
а точнее так:
Или вот кальмар. Идея сделать соус с розмарином пришла обоим Александрам уже в процессе съёмки
А во эти бутерброды со шпротами (кстати, по словам шефа лучшие шпроты всё же рижские) в итоговый снимок попали с колечками фиолетового лука
Для любительской фудсъёмки - это важный момент тоже. Если вы фотографируете приготовленную вами еду, то никто вас не ограничивает во всех этих экспериментах. Не обязательно играться с фудфонами и прочим, можно к делу подойти и таким образом, заодно добавите к блюду новые нотки. А для любителя и кропнутой 1,5х матрицы хватит, макро объективы есть не дорогие или макрокольца, к примеру Цейсс 50мм 1.8, (~3000 руб.) с макрокольцами. Со светом сложнее, но решаемо.
3) Лебедев работает очень дотошно. Сначала ставится просто блюдо и по нему выстраивается основной свет, делается несколько контрольных снимков. Потом уже начинает выстраивать композицию - разрезать блюдо если надо, соль, семена и т.д. о чём уже сказано выше, ракурс, свет ещё раз и т.д. И итоговый вариант выверяется очень долго, хотя здесь и может быть ограничение: еда же со временем теряет свои первоначальные свойства - мясо сочность, к примеру. Но, тщательность и скрупулезность подхода вызывает уважение.
Но, зато эта дотошность в купе с высококлассной техникой приводит к тому, что не требуется никакая постобработка! Ну, может где какие пятнышки подчистить. Градиенты там все эти, свето- и цветокоррекция, чёткость, насыщенность - забудьте. Пожалуй осознание этого на меня произвело самое сильное впечатление. Отснялся, выключил фотоаппарат и всё!
Ну и буквально пару слов о самом заведении. Попробовать мне удалось только кусочек стейка - мясо на рёбрах, которое видно выше. И хотя стейк явно удался, это, конечно не повод делать какие-то выводы. Впрочем, удалось немного пообсуждать с шефом стейковое мясо и в целом кухню. И уровень компетенции его оказался очень высок, а подход к делу показался мне верным, что позволяет предположить, что с кухней в Steak Story должно быть всё на высоком уровне. Интерьер располагает.
Благодарю за приглашение сообщество ovkusnom и отдельно Ирину Аськову aka photoizyumka.
Смотрите так же