Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Category:

Электрификация Санкт-Петербурга

История циклична и имеет свойства повторяться. Вот сейчас, когда традиционные таксопарки борятся с современными новыми явлениями в виде Яндекс-такс, Гет и прочими, происходит точно такая же история, как и примерно 130 лет назад при распространении электрических технологии.
Дат, с которых можно начать вести отчёт начала электрификации множество.
Вот на месте этого кафетерия в 1874 году располагался магазин дамского и мужского белья витрины которого впервые стали освещаться лампами Лодыгина которые он запатентовал в этом же году. Говорят за три месяца увеличили продажи в 80 раз (по сравнению с предыдущими тремя месяцами?).





Или 1879 год, когда был освещён Литейный мост, кстати в первые в мире среди мостов. Рекорду мы "обязаны" компаниям освещавшим улицы города масляными и газовыми фонарями. У них было мощное лобби в правительстве города и официальный контракт на монопольное право освещение улиц. Выход нашёлся в виде вот этого моста, который был возведён уже после заключения этого контракта.



По-этой же причине первые электростанции в городе были построены на воде - на земле просто не разрешали и не давали места. Это уже 1883 год. Было простроено 4 электростанции: первая у Зелёного моста, две у Аничкова и у Цирка которые питали 32 фонаря на Невском. На каждой были смонтированы 12 динамомашин выдававших 35 кВт. Осветить улицу тогда уже разрешили и этим занялась компания Карла Сименса "Общество по электрическому освещению Невского проспекта"



Появились чуть позже домовые электростанции - в подвалах. Этого не было нигде в мире.
По этой же причине, лоббирование "консерваторов", первый трамвай заменил конку не на суше, а на льду - зимой были проложены 2 линии по Неве (от Зимнего к Мытнинской области и вторая от Сенатской площади к Академии Художеств) и электропоезд в Кронштадт. Между прочим 40 км трамвай преодолевал за 4 часа.



Но, прогресс как мы знаем можно только придержать, но нельзя отменить и электричество постепенно всё больше и больше проникает в жизнь города. Как ни странно, но столица в этом вопросе отставала от некоторых других городов: Москвы, Киева.
Электрическим компаниям тогда приходилось рекламировать свою продукцию. Так как электросчётчиков бытовых тогда не было, да и из потребителей были только лампы, то оплачивались услуги по количеству ламп - 30 рублей лампа в месяц. Не важно, сколько она работает. Эх, ввернуть бы в патрон тогда розетку, да запитать современный чайник - наверное пол-города вырубило :).
Ну а продав, частенько приходилось ещё взыскивать задолженность.



А дальше пошло и поехало, что и в паре абзацев не расскажешь.



Напомнило нам эту историю недавно компания "ТГК-1" открывшая 1 октября памятный знак на набережной и построив макет первой электростанции.



Макет, как видно, выше вышел намного меньшим по размеру, без высоких выхлопных труб (представляете какой там чёрный дым по Мойке от них шёл!) и внутри были только исторические фотографии, макетов динамомашин не было. Но, критиковать того, кто хоть что-то делает, хотя совсем и не обязан этого делать  совсем неверно и не справедливо. Молодцы, спасибо вам большое. Вы правильно отмечаете своё первое десятилетие (компания была создана в 2005 году в ходе реформирования энергоотрасли и сейчас включает 54 электростанции в СЗФО) проводя вот такие вот просветительные проекты.
Впрочем у ТГК есть и постоянный музей -" Музей истории энергетикии Северо-Запада" http://www.energomuseum.ru/

Традиционно благодарю так же spbblog.
Tags: #словопетербургу, музей, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment