Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Category:

"Крузенштерн" VS "Седов" - большое сравнение

Мне известно, что экипажи этих судов не очень любят взаимного сравнения. Особенно и прежде всего на "Крузенштерне". Но, написав с десяток подробных постов про "Седов" и побывав на "Крузенштерне" я не могу не сравнить эти два прославленных барка сегодня принадлежащих разным ВУЗам, но одномуведомству Росрыболовству. Тем более, с точки зрения обывателя на берегу, суда эти очень схожи - и по внешнему виду, и по истории, и по целевому назначению. Но, на самом деле схожего в них, пожалуй меньше, чем отличия.
Давайте разберёмся.




Начать придётся с истории, потому что она определила многие отличия.
"Крузенштерн"
Построен был под название "Падуя" на верфи «Иоганн Текленборг» в Бремерхафен (Северное море) летом 1926 года. Верфь специализировалась на выпуске парусников и "Падуя" оказалась предпоследним судном которое было здесь построено - век парусников уже подошёл к концу и "Иоган Текленборг" обанкротившись закрылся через 2 года - сейчас этой верфи нет. Кроме "Падуи" верфь выпустила большое количество самых разных судов включая и 5-мачтовые барки и "Падуя" на тот момент не была оригинальна, а являлась последним парусником серии "Flying-P-Liner" (Летучий П-Лайнер»). Это были однотипные суда компании Ф. "Лайеш" (F. Laeisz). "Падуей" нарекла судно дочка судовладельца согласно условию, что первая буква должна быть "П" (другие суда так же называли на свой вкус женщины из семейства Эрика Ф. Лайеша). "Памиром", упоминавшиеся в "Истории с "Седовым" тоже был из этой серии и именно по-этому белоснежный "Седов" кинематографисты в 2004 году перекрасили в чёрно-белый цвет (почему не взяли для съёмок "Крузенштерн" не ясно). До ВМВ "Памир" благополучно проработал на дальних линиях сухогрузом ввозя селитру, муку и т.п. Во время Войны прослужила баржей.
"Падуя" была построена без двигателя.

"Седов"
Барк был заложен на верфи "Германия" (Germaniawerft) входившей в концерн Круппа под названием "Магдалена Виннен II" (Magdalene Vinnen II) весной 1921 года в Киле (Балтийское море). Это была крупная военно-морская верфь, но, после проигранной ПМВ, в силу положений Версальского договора запрещающего выпуск военной продукции, верфь временно перешла на выпуск яхт и парусников. Сейчас этой верфи тоже нет - её разбомбили уже после окончания ВМВ как военное предприятие Рейха. "Магдалена Виннен II" несерийное судно. Маглалена Виннен (Лени) это супруга судовладельца - все свои суда он называл именами родственников. Первоначально эксплуатировалось так же как сухогруз на трансокеанских линиях, но в 1936 году заказчик постройки «Ф.А. Виннен & Ко» обанкротился и судно перешло к «Норддойчер Ллойд», которая изменила название на "Командор Йонсен" и несколько поменяла целевое назначение парусника - теперь это было учебно-торговое судно. Во время Войны совершало несколько походов по военной Балтике, но в целом тоже активно не использовалось, больше служила баржей.
"Магдалене Виннен II" изначальна была спроектирована и построено, как судно с ДВС - дизель 400 л.с.
2


Послевоенное время.
"Крузенштерн"
В январе 1946 года на «Падуе» был поднят советский военно-морской флаг, а в феврале судно получило название «Крузенштерн». Капитальный ремонт прошёл в Кронштадте с 1959-1961 год и судно стало учебно-экспедиционно-океанографическим. 5 лет в Атлантике продолжался этот период. В 1967 году судно передали Рыбпрому в Ригу. С 1968-1972 год очередной ремонт в Кронштадте. В 1983 году сменился порт приписки на Таллин, а в 1991 году Калининград, что оказалось очень-кстати - СССР распадётся уже в том году.

"Седов"
В принципе всё то же самое, только "Крузенштерн" чуть опережал по времени "Седов".
Важное отличие в том, что "Седов" реконструировался после "Крузенштерна" с учётом опыта и ошибок полученных ранее. Реконструкция же "Крузенштерна" это же была вообще уникальная операция опыта не было никакого. Возможно по-этому высота помещений на верхней палубе (где располагается основные каюты) на "Седове" ощутимо выше.
Подробнее про Историю "Седова" и Седова здесь - http://2dar.livejournal.com/48105.html
3

Краткие тактико-технические характеристики Крузенштерн/Седов
Длина по верхней палубе, метров - 114,5/117,5
Ширина, метров - 14/14,66
Осадка, метров - 7/7,52
Водоизмещение, тонн - 5805/7320
Высота борта, метров - 8,48/8,5
Площадь парусов, м² - 3400/4195
Высота мачты над палубой, метров - 55/58

Окраска корпуса с 2004 года совпадает - черно-белая. Рангоут как видно на "Крузенштерне" жёлтый, а на "Седове" красно-оранжевый. Это можно считать "фирменными цветами".
4


На "Крузенштерне" так же 5 палуб и 7 переборок. Только палуба бака, здесь называется шлюпочной и она намного длиннее, доходит почти до юта (носа). В статье про Историю Седова есть картинка, как эволюционировали размеры этой палубе с годами - изначально на "Седове" она была совсем короткой. Не знаю когда на "Крузенштерне" появился такой длинный бак. Помимо визуальных отличий, это важно ещё и потому, что именно под этой палубой, на Главной, находятся основные жилые и общественные помещения судна, а значит их площадь на "Крузенштерне" заметно больше.
Если встать вот на эту лесенку (чуть правее центра снимка) на "Седове" то откроется взору совсем другая картина - см. фото №8
5


Вид с ходового мостика на корму.
6


Впрочем, самые важные, по существу, отличия связаны с управлением барка - руль и штурманская. На "Крузенштерне" установили "авторулевого" и это отразилось на многом. Рулевой пост со штурвалами на "Крузенштерне" не настоящий, бутафорский, липовый! Штуртросы демонтированы. Его оставили только как "место рядом с которым все фотографируются". Увы.
7

8


Обратите внимание ещё, как близко от штурманской рубке расположен штурвал. Когда он был настоящим рулить можно было только находясь сбоку от него. Сравните с простором на "Седове" - фото №23
9


Аварийный рулевой пост находится не в румпельном отделении на главной палубе, а снаружи на шлюпочной палубе, а позади него находится вот такой вот "гроб".
10


Внутри рулевой механизм.
11


Румпельное отделение, тоже на Главной палубе на "Крузенштерне" тоже есть, но сравнивать из из-за наличия авторулевого бессмысленное занятие.
12


Нос судна, палуба юта, одинаковая на обоих парусниках. Здесь всё так же: бушприт и механизм для спуска и крепления якорей, якорный кран. кнехты для швартовки.
13

Турбонау руфит барк.
На колоколе есть прежнее наименование барка Padija и это верно - колокола же не меняются. Но, вот почему на "Седове" нет исторических названий не понятно (фото №35, последнее)
14


Под палубой юта тоже всё очень похоже: туалеты, складские и брашпиль - якорная лебёдка. Брашпиль несколько иного вида, но характеристики якорного хозяйства схожи - те же 200 метров цепи позволяющие вставать на якорь на глубинах до 70 метров.
15


Здесь же висит ремкомплект для паруса "Кольчужный". На "Седове" такого не было.
16


Те, кто читал прост "Курсантская жизнь на паруснике "Седов" знает историю про Arc de Triomphe
17


Внезапно кухня - камбуз. Камбуз здесь так же расположен на верхней палубе, но имеет световой люк на шлюпочную палубу.
18


Помню, как фотографирование камбуза на "Седове" мне далось почти с боем, а тут - просунул фотоаппарат и снимай! И аромат по палубе распространяется соответствующий.
19


Кормят похоже так же. Время приёма пищи такое же с 4 часовым интервалом : 07:30, 11:30, 15:30, 19:30. Сравнить меню можно здесь: "Как кормят на "Седове" - общепит на борту"
Столовая экипажа расположена рядом с камбузом и буфетом, столовая курсантов так же на один уровень ниже - на Нижней палубе. Отличие в том, что есть отдельная столовая для инопрактикантов. Но, важное отличие в том, что все эти помещения на "Крузенштерне" расположены ближе к носу судна, че на "Седове", а инопрактикантская столовая вообще чуть ли не под ютом. А ведь чем ближе к центру, тем меньше амплитуда качки, тем меньше раскачивает - для готовки и еды это важно. Допускаю, что более удачное расположение этих помещения на "Седове" есть следствие учёта ошибок обнаруженных при реконструкции "Крузенштерна".
20


Штурманская рубка заметно просторней, Но, возможно площадь не сильно отличается, просто на "Седове" в центре стоит большой навигационный стол который всё загораживает. Оснащение примерно тоже - экран слева это монитор радиолокатора. Отсюда так же есть выход на верх на штурманский (ходовой) мостик.
21


Ну и сама ходовая рубка это, конечно, кабина звездолёта после "Седова". Просторная, с авторулевым и пультом управления силовой установки.
22


Рулением барком происходит с помощью небольшого "руля", тогда как на "Седове" на Мостике только контролируют курс и отдают приказы по его изменению, корректировке.
23


Справа блок с рациями, GPS-навигатор SAAB, монитор данных АИС (AIS) - той самой, что отображается на сайте Маринатрафик http://www.marinetraffic.com/, "панель аллармов" ("черного" ящика).
24


Над рулевым колесом блок навигации - электронный компас, аксиометр  - стрелочный указатель показывающий отклонение руля от продольной оси, "спидометр".
25


Правее рукоятка машинного телеграфа и блок управления дизелями. На "Седове" это всё расположено на улице, снаружи ходовой рубки.
26


Погасший монитор слева это экран радиолокатора, далее монитор компьютера, на который сейчас выведена навигационная карта.
27


В левой части приборной панели так де комп (видно, что она Винде) и экран радиолокатора.
28


Пульт управления радиолокатором.Подробнее про контрольно-измерительные приборы сотрите в статье "Управление барком "Седов" кто и как рулит"
29


Вид со штурманского мостика вперёд.
30


Штурманский мостик открытая часть. В центре так же расположена буссоль - компас с линейкой и устройством для определения азимута.
30


Тот же вид с противоположной стороны. Фото №12 на Седове сделано с крыла мостика- оцените разницу в размерах и мостика и ходовой рубки.
31


В середине Мостика расположен ярко красный "черный ящик". Очевидно, потому что это одна из верхних точек на корпусе и при затоплении его легко можно будет обнаружить и достать. "Ящик" не само-всплывающий в данном случае. На "Седове" я такого не видел - на мостике был аварийный буй, но сбоку и неяркий.
32


Важно, что на крыльях мостика - обеих есть по посту с машинным телеграфом. Капитану "Седова" во время швартовки, например, приходится кричать  с крыла  приказания, здесь же можно сделать всё на месте.
33


Теперь спустимся в машинное отделение.
34


Принципиальное отличие в том, что на "Крузенштерне" 2 дизеля, а не один. Но общая мощность одинаковая.Напомню, что на "Седове" установлен с 1986 года) финский дизель "Wärtsilä" 8L20 - в цилиндров диаметром по 20 см 2100 л.с..На "Крузенштерне" немецкие дизеля 8NVD 48A-2U - 8 цилиндров диаметром 32 см, и ходом поршня в 48 см. Дважды по 750 кВт это примерно 2000 "лошадей".
35


Машинное помещение здесь просторней.Слева располагаются 4 дизель-генератора (на "Седове" три + один аварийный на Главной палубе)
36


Бойлер здесь немецкий, а не украинский.
37


Но суть та же - газотрубный жидкотопливный. Самовар на дизеле, короче.
38


Подробно нам показали и медицинское отделение. Вообще время поговорить о помещениях на Главной палубе. На "Седове" всё довольно симметрично и лаконично - каюты экипажа по бортам, плюс две столовые. В центре между ними камбуз с буфетом, большая флагманская каюта и аварийный дизель-генератор. На "Крузенштерне" более хаотично. Помимо кают, а здесь как мне показалось кают с туалетами немного больше, здесь распложена большая столовая, небольшая кают-компания рядом с небольшой флагманской каютой, медицинский блок и музей.
Схема медицинского блока - видно, что если на "Седове" он располагается в отдельной небольшой рубке и состоит из 3 помещений, то здесь помещений целых 5 включая ванную. Вообще всё боле просторней и, как мне показалось, лучше оснащено.
39


"Офис"
40


"Стоматология" не знаю, как оборудование, но кресло намного современней, чем на "Седове"
41


Изолятор на 2 места. Виден дефибриллятор, аппарат ЭКГ и утюг.
42


"Вип-каюта" - лазарет на одно койко-место.
43


с индивидуальным санблоком - ванной, душем и туалетом!
44

45
Конечно, посетили мы и музэй. Здесь он более удачно расположен, чем на "Седове" в недрах "Платформы". Экспозиция примерна та же - история и награды. Только нет стендов про самого Ивана Фёдоровича. Имейте ввиду, что выставленные кубки на подиумах это явно не походный вариант. Посередине соорудили стойку с морской фауной и поставили глобус причём полюс смотрит на полярную звезду в потолке - там ещё картой звёздного неба в потолке.
46


Коллекция судовых колоколов.
47

Подарки.
48


Историческая часть более бедная. Немецких документов нет почти.
49


фирменные светильники - можете сравнить с "Седовскими" - фото №18, впрочем в музее на "Седове" другие бра.
50


Радиорубка. На "Седове" не удалось её заснять, но в принципе различий здесь нет или не много.
51


Часовня есть и на "Крузенштерне" и она заметна больше по размерам. Расположена на месте бывшего штурманского класса.
52


Ещё несколько "мимолётных" отличий - одним кадром.
На "Седове" есть надувная лодка, а здесь целый надувной катер.
53


Топоры и багры не были замечены на "Седове".
54


Так же как и видеокамеры. Вообще, по общему широкому мнению дисциплина на "Крузенштерне" строже. Курсантам на "Седове" намного вольготней здесь же почти армия. Да и не только курсантам, экипажу велят не опаздывать с возвращением на борт в портах - строго в 23:00. "Седовцы" всю жизнь на это смотрят с недоумением.
55


И ещё несколько отличий
"Крузенштерн" не боится Францию - только в этом году он останавливался в портах этой страны дважды, а "Седов" всячески её избегает, даже если в запланированном маршруте они есть. Да, именно с "Седовым" был неприятный прецедент по аресте его в Бресте, но принципиальной разницы в плане собственности нет вообще никакой, так что это прецедент общий.

У "Крузенштерна" есть титульный спонсор, который активно рекламируется используя поверхности барка. На "Седове почему то нет.

 "Крузенштерн" намного больше совершает походов. На его счёту 2 "кругосветки" и один трансатлантический переход. У "Седова" одна кругосветка, правда миль пройденных в высоких широтах заметно больше. В этом году, "Крузенштерн" прошёл 28 114 морских миль, а "Седов" больее чем в два раза меньше - 13 370. Возможно, потому что сам Крузенштерн был намного более успешный мореплаватель, чем Седов?

Звук в громкоговорителях, по которым регулярно передают приказы и инфорцию по вем помещениям, на "Крузенштерне" резкий, хриплый. На "Седове" намного мягче и приятней.

Но, главное, всё же в другом. Главное то, что оба эти барка это прославленные легендарные исторические крупные парусники. Действующие, не ставшие "эдаким вот музеем (с)". Кроме России, по-моему, и нет такого в таком статусе и состоянии ни у кого. Это наша общая гордость, но и большая ответственность для судовладельцев и Росрыболовства. И государства вообще - при понимании этого и не возникли бы возможные проблемы с попаданием этих парусников в дельту Невы, центр Петербурга из-за недостаточной высоты моста на ЗСД.


Благодарю администрацию парусника "Крузенштерн" в лице Ирины Образцова (руководителя пресс-службы БГАРФ) за организацию осмотра и экипаж за проведение экскурсии.
Рекомендую прочитать другие посты с этого визита - они все разные и интересные.
Tags: Седов, корабль, музей, отчёт
Subscribe

  • Плохая Магда

    Бывают спектакли, которые становятся интересны с первого слова. Магда. Не очень интригующе? А если Магда Геббельс? И это Плохой театр - удивительное…

  • Новогодняя Москва 2021 и новогодний Петербург 2022

    Новогодняя Москва 2021 неожиданно и парадоксально анонсируют новогодний Петербург 2022. Как многим известно, есть у меня рубрика #НевскаяТочка - об…

  • Мимигранты в Нью-Йорке

    В афише Мимигранты обещают показать Нью-Йорк О'Генри в стиле бурлеск. Что ж, пожалуй О'Генри можно назвать американским Зощенко, а Зощенко в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Плохая Магда

    Бывают спектакли, которые становятся интересны с первого слова. Магда. Не очень интригующе? А если Магда Геббельс? И это Плохой театр - удивительное…

  • Новогодняя Москва 2021 и новогодний Петербург 2022

    Новогодняя Москва 2021 неожиданно и парадоксально анонсируют новогодний Петербург 2022. Как многим известно, есть у меня рубрика #НевскаяТочка - об…

  • Мимигранты в Нью-Йорке

    В афише Мимигранты обещают показать Нью-Йорк О'Генри в стиле бурлеск. Что ж, пожалуй О'Генри можно назвать американским Зощенко, а Зощенко в…