Il`dar Alexandrovich (2dar) wrote,
Il`dar Alexandrovich
2dar

Category:

Закулисье - как устроен театр изнутри

На примере театральной площадки "Балтийского дома" удалось посмотреть как устроено закулисье. А закулисье "Балтдома" в своё время было второе по величине в Советском Союзе среди драмтеатров (на первом месте сцена московского "Театра Советской Армии")





Театр начинается с вешалки не только для зрителей, но и для служителей Мельпомены. Служебный гардероб располагается сразу за дверьми служебного входа.
2


И здесь же на информационных досках можно найти среди графика спектаклей, репетиций, например, план подготовки к новому спектаклю "Шерлок Холмс", премьера которого намечена на 20 мая этого года. Как видно порядок работ утверждается аж в Комкульте. Давайте пройдёмся и посмотрим как подготавливается этот и другие спектакли к постановке.
3


Итак сцена. Как я уже писал, она одна из самых больших среди драмтеатров. Само здание театра было построено в 1939 года для театра "Ленком", который образовался тремя годами ранее путём слияния двух театральных коллективов ТРАМ и Красного театра. Само здание тоже не возникло в чистом поле - ранее здесь было расположено левое крыло "Народного дома императора Александра III" (а на месте правого сейчас расположен "Мюзик Холл"). Но, левое крало сгорело сгорело в 1932 году и на стыке ленинградского авангарда и сталинской архитектуры построили новый театр. Это был первый "Ленком" в стране. "Балтийским домом" театр стал называться с 1991 года.
4


Вообще на сцену может попасть любой зритель. Например, спектакль "Мадам Бовари", который я смотрел здесь три года назад, идёт именно на сцене. Зрители рассаживаются боком и лицом к зрительному залу. Всего на сцене можно разместить 400 мест. По дороге в новопостроенный зрительный зал проходишь часть служебных помещений, так что пусть и частично, но осмотреть внутренности возможно.
5


Сухие цифры: ширина сцены 25 метров, глубина и высота по 20. Ширина зеркала сцены 14 метров. Оркестровой ямы как бы нет, но её можно сделать опустив авансцену. Тогда получится рабочее место для 35 музыкантов. глубиной 2,2 метра. Не верите? Сходите на "Вестсайдскую историю" и увидите (правда он уже давно "не идёт").
6


Над сценой находятся т.н. штанги декорационных (штанкетных) подъёмов, софитные фермы.
7


Штанкетники. А ещё выше, на самом верху колосники. Вид с рабочих галерей. С 1939 года прошло несколько модернизаций, последняя лет 8 назад, когда полностью заменили механику сцену и 15 штангет полностью автоматизировали с компьютерным управлением.
8


Дугообразная ферма подъёма антрактного занавеса.
9


А под сценой находится трюм. Реально это первый этаж здания, так как сцена, зрительный зал, главный холл расположены на втором этаже. Интересно, что в трюме так же проходил в своё время спектакль. "На дне"
10


Хорошо видны люки выводящие на сцену и поворотный круг диаметром 11 метров. Скорость у круга постоянная и не регулируется.
11


Электромеханические лебёдки штанкетных подъёмов. Именно они опускают-поднимают занавесы и прочее оборудование. Ранее это делалось вручную с применением противовесов.
12


За сценой расположена Арьерсцена, где хранится реквизит к текущему репертуару. Фото сделано стоя вплотную к перегородке от основной сцены, по-этому можете оценить размер. Вот справа, за сложенными декорациями, находятся большие грузовые ворота на улицу - при необходимости сюда может заехать фура. На "Трёх товарищах" отсюда на сцену заезжал кабриолет. Так же слева здесь на стеллажах хранится и менее габаритный реквизит, хозяйство светотехников и прочее.
12


Вообще реквизит хранится везде. :)  Это реквизиторская, где его изготавливают. Вообще "Балтдом" это практически производство полного цикла, многое могут сделать самостоятельно. Осуществляются и сварочные, слесарные работы.
13

14


Костюмерные.
15

16

Слева от сцены расположены гримёрки. На втором этаже (то есть на уровне сцены) женская, а мужская над ней.
17


В женскую попасть не удалось, а в мужскую да.
18


Вот помешали Олегу Коробкину входить в образ Заморыша - героя спектакля "Сон в летнюю ночь"
19


И здесь тоже реквизит. Зачем, в мужской гримёрке белые чулки - одна из загадок прославленного театра.
20


Что касается зрительного зала. Точнее залов. Помимо основной сцены в театре есть Малая сцена.
21

И типичная экспериментальная площадка "Комната 91" . Здесь интересно, что в спектакле "Детство 45-53: а завтра будет счастье" действие происходит не только в этом помещении, но и в тёмном длинном коридоре ведущем сюда (выход виден между рядами).
22


И основной зал, вмещающий первоначально 1600 мест, а сейчас 999. В серии снимков проекта Театр2точкиЗрения я уже показывал его, но тогда зал был перегорожен занавесом и, строго говоря, полноценного вида не получилось.Пользуясь случаем исправляем ситуацию. Вид с галёрки. Видно хорошо, но вот растяжка занавеса нелепо "распиливает" сцену на две неравные части.
23


Так же подкорректирую прежний свой вывод, что "зал не очень удобен для просмотра". Я тогда сидел примерно на 5 ряду, но с краю - да, такой широкий угол сильно ухудшает просмотр, тем более передний край сцены здесь находится вплотную с первым рядом. Но, если сидеть ближе к центру, то проблем особых нет: подъём рядов достаточный и впереди сидящий не мешает. А далее, как видно, угол подъёма ещё более возрастает, так что и на галёрке видно хорошо. И ещё здесь отличное междурядное расстояние - не приходится вставать для пропуска зрителей на своё место, и ногам достаточно места.
24


На представленных фотографиях видны декорации спектакля "Сон в летнюю ночь" Сильвиу Пуркарете. О самом спектакле расскажу отдельно, буквально на днях. Не переключайтесь.

Благодарю spbblog в лице Валентины velly84 за организацию и "Балтийский дом" в лице Екатерины Маханьковой и Виктора Александрова за проведённую экскурсию.
Tags: отчёт, производство, театр
Subscribe

Posts from This Journal “производство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments