
До Революции в России существовало 8000 колоколен, после с полным набором колоколов осталось 3 (три): в Софийском соборе Вологды, Ростове Великом и
Троицко-Печорском монастыре (очевидно потому что Печоры были захвачены эстонцами и им по Бресткому миру и отошли). А всего история колокольного дела у нас в стране насчитывает более 1000 лет - первое упоминание зафиксировано было в 1066 году. "Царь-колокол" все знают, он действительно самый большой - почти 12400 пудов (202 тонны). Второй и третий колокола по массе составляли 4000 пудов (65,2 тонны) и были установлены в Кремле - Большой Успенский колокол Московского кремля (сохранился) и в Троице-Сергиевской Лавре (не сохранился, но был восстановлен Балтийским заводом в 2002 году массой 72 тонны). Вот здесь есть интересный список самых крупных колоколов в мире.
В Церкви Сретения Господня на 16-метровой колокольне установлено 11 колоколов, самый большой в 200 пудов (3 тонны).

И хотя колокола на Русь пришли с Запада, у нас сложилась своя особая основа. В основе православного звона ритм, темп. У католического же мелодическая основа. В Европе (и в Троицко-Печорском монастыре) звук извлекают раскачивая колокол о свободно закреплённый язык, у нас качают язык и ударяют им о неподвижно свободно висящий колокол (а в Азии молоточек бьёт, как в часовом механизме). Поэтому звонарь на своём рабочем месте немного напоминает паука в сети.


Звонарь Андрей Иванов управляет правой рукой самыми маленькими т.н. зазвонными колоколами, левой - средними, подзвонными и ногой приводится в движение язык самых больших колоколов - благовестников.


Каждый язык через систему тросов, растяжек связан с пультом.

Обратите внимание все металлические балки на которых висят колокола отделаны деревом для сохранения частоты звука.

Благую весть несёт Благовест - 3 тонный колокол отлитый на заводе имени Шувалова в городе Тутаеве, Ярославская области. Как и все остальные впрочем.

Игра в колокол не имеет нотной основы. Сами церковные колокола не отливают по нотам. Но, существует, например в Петропавловском соборе карильон, который уже является музыкальным инструментом и на котором можно играть по нотам.

Андрей очень интересный рассказчик, приятный увлечённый своим делом человек. Помимо этой церкви Иван играет в других храмах, а также в театрах, например играет "Борис Годунов" в "Мариинке".(Андрей заштатный звонарь Мариинского театра). Так же он преподаёт в школе звонарей. Учебный класс есть и здесь, прямо под колокольней - в небольшой комнатке установлен вот такой вот стенд.

Современная церковь Сретения Господня, как уже было сказано во вступлении располагается практически на том же месте, где находилась часовня деревни Ручьи.

Деревня Ручьи в северных окрестностях Петербурга-Ленинграда просуществовала до конца 60-х годов 20 столетия пока её, наконец, не поглотил город новым спальным районом. Располагалась деревня по оси современного Гражданского проспекта, примерно от Северной площади (чуть южнее) до современного проспекта Луначарского. Сам Гражданский проспект под названием Муринская дорога существовал с 18 века от деревни Горожанка (Гражданка) (пр. Непокорённых) как раз до Муринского ручья, а потом резко уходил на восток к деревне Мурино. Топоним Мурино связывают либо с финским Muurola (поселение каменщиков) либо с городом Мурино откуда сюда понаехали крестьяне ещё в петровскую эпоху. Вообще весь этот большой район начал относительно активно осваиваться уже при Петре 1, который подарил Мурино барону Шафирову. Через 11 лет Пётр отправил барона в ссылку из-за коррупционных разборок, а деревня через несколько рук перешла к Воронцовым в управление, у которых и оставалась до Революции.

Новый храм начали возводить в самом начале нулевых и неспешно построили к 2009-у году. По конструкции это тетраконх - четыре апсиды, одна из которых алтарная, из металлические конструкции с деревянной обшивкой.


Это позволило сделать хорошее покрытие и расписать его с внутренней стороны.


Хотя меня вот эти силовые балки расстраивают - наверно можно было бы и без них обойтись или вписать их в интерьер более изящно и органично.

Росписи купола велись под руководством тогдашнего главного художника Санкт-Петербурга Георгия Шереметьева. 2 000 квадратных метров росписи.


Вот такая вот новейшая история района Гражданки, а точнее в Ручьях, хотя сейчас Ручьями называют уже несколько иное место - там где располагался совхоз Ручьи.

Благодарю
